Daily News

«Однотипные классы, безликие коридоры». Илья Варламов сравнил финские школы с нашими

фото: Martin Sommerschield, Kuvio Ltd / ArchDaily

Блогер Илья Варламов написал пост о финских школах и в целом о тамошней системе образования. Как обычно, блогер сравнил скандинавские и российские реалии:

Как обычно выглядит школа в России? — написал он. — Неприглядное здание в три-четыре этажа, окруженное забором, много однотипных классов с доской и партами в несколько рядов, а также безликие коридоры с покрашенными много лет назад стенами. На протяжении длительного времени школьное образование в нашей стране практически не меняется. Дети всё так же учатся по сменам в переполненных классах, бродят из одного душного кабинета в другой и сидят за выстроенными в ряды партами. Порой, конечно, случаются исключения, но всё же рядовая российская школа выглядит скучно.

Финская школа же — это место, где «интересно учиться, где дети много двигаются и общаются, где вместо классов разные образовательные зоны, а цель учителей не в том, чтобы загрузить максимальное количество учебного материала в школьников, а в их социализации, обучении действовать в команде и ориентировании на непрерывное образование в течение всей жизни», пишет Варламов.

В 2016 году в Финляндии была принята новая учебная программа, рассказывает Варламов. В ней, пишет блогер, много внимания уделяется личностно-ориентированному обучению и повышению уровня цифровизации.

— Одна из основных целей программы — повышение значимости учебы и получение положительного опыта успеха каждым школьником, — пишет Варламов. — Финны хотят, чтобы после окончания школы ребенок выходил во взрослый мир не с мыслью «никогда больше не буду учиться», а был замотивирован продолжать усваивать новый материал, повышать свою квалификацию и увеличивать багаж знаний в течение всей жизни, для чего пришлось изменить многие привычные для нас принципы образования. В финских школах акцентируют внимание на такие понятия, как доверие и репутация, здесь практически нет травли среди учеников. Новая учебная программа повлияла не только на учебные планы, но и на архитектуру школ.

Варламов приводит в пример школу Сипоонлахти, проект которой был подготовлен финским архитектурным бюро Rudanko + Kankkunen. Хилла Руданко, архитектор и партнер этого архитектурного бюро, рассказывала, что финская школа — это в первую очередь место для социализации детей.

В наше время школа — это не место получения знаний, — рассказывала она. — Это скорее среда для социализации. Здесь учатся быть частью общества, работать в команде. Именно эти задачи, кстати, озвучены в новом финском учебном плане — каррикулуме 2016 года. Это ключевое пособие не только для всех школ Финляндии, но и для нас, архитекторов. В нем указано множество нюансов, в том числе архитектурных.

Один из главных принципов финской школы — гибкость пространства. Дети должны проводить учебный день не в скучных классах, уставленных партами, а в разных зонах: центрах совместной работы, уголках для чтения и местах для встреч.

— Организация учебного пространства позволяет школьникам работать в небольших группах, собираться вместе для представлений или презентаций, а иногда ученик может остаться один, чтобы погрузиться в обучение, — пишет блогер. — Обратите внимание на большие панорамные окна, которые вставляют во многие новые финские школы.

При этом открытое пространство перед школой задумано как продолжение учебной среды. Это сделано для того, чтобы ученики могли легко перемещаться между помещениями внутри и выходить на улицу, где территория спроектирована ландшафтными архитекторами для спорта и активных занятий. Кроме того, ученикам школ рассказывают об экологии и экономии ресурсов, наглядно демонстрируя, как это работает, говорит архитектор Хилла Руданко.

В Финляндии набирает популярность программа «Моя школа» (MySchool), идея которой состоит в том, чтобы в любой момент можно было посмотреть, как здание функционирует: потребление электричества, уровень углекислого газа, температура, движение потоков воздуха и прочее. Эта программа используется в качестве образовательной, это инструмент для учебы, — рассказывает она.

Часто крыши зданий покрывают солнечными панелями и используют систему распределения этой энергии на уроках: школьники знают, каким образом в школьное здание поступает электричество, подсчитывают расход на уроках математики, а экономию — на уроках обществознания и экологии и так далее. Кроме того, в последнее время в школах чаще используется геотермальное отопление, то есть финны используют тепловую энергию недр для вентиляции, отопления и охлаждения зданий.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Коротко о главном – в нашем Telegram