Официальный дилер «Вольво» в Карелии сжег автомобиль за 5 миллионов рублей и отказывается возвращать клиенту деньги
Данное сообщение создано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.
Представьте себе cитуацию: вы купили дорогой автомобиль, отдали его на сервисное обслуживание, а там его… сожгли. У вас – пять миллионов убытков, суд встал на вашу сторону и обязал автосервис вернуть вам эту сумму, а хозяева сервиса просто сменили юридическое название и, не вернув вам ни копейки, продолжают обслуживать клиентов. Именно в такую историю попала одна петрозаводская организация, которая вот уже несколько лет пытается добиться справедливости.
Всё случилось еще в 2014 году: транспортная компания «Дальтранссервис», заключив договор на сервисное обслуживание, отдала свой автомобиль в филиал ООО «Петротраксервис» в Сегеже. Организация эта была изначально зарегистрирована в Санкт-Петербурге для оказания услуг по ремонту и сервисному обслуживанию грузовиков «Вольво» в карельской столице. «Петротраксервис» считался официальным дилером компании Volvo Trucks и под именем компании продавал запчасти и обслуживал грузовые автомобили «Вольво».
Однако что-то пошло не так: переданный «Петротраксервису» на ремонт и сервисное обслуживание лесовоз VOLVO FH 13, принадлежавший ООО «Дальтранссервис»… сгорел, так же как и другая техника, находящаяся в здании ангара. Оказалась неисправной проводка – начался пожар, в котором сгорели и амбар, и лесовоз.
В суде ответчик (руководство «Петротраксервиса») пытался настоять на назначении электротехнической экспертизы, которая должна была, видимо, как-то повлиять на исход разбирательств. Упустим тот факт, что экспертиза на тот момент была невозможна – ангар сгорел целиком. Техническое заключение черным по белому гласило: пожар возник из-за несоблюдения правил пожарной безопасности и, как следствие, аварийной работы электросети. Да, ангар «Петротраксервису» не принадлежал – компания его арендовала. Но незадолго до пожара именно «Петротраксервис» демонтировал в ангаре электропроводку, заменив в нем лампы освещения и установив дополнительные розетки, в том числе и на 380 вольт. Следовательно, в пожаре виноваты они.
Арбитражный суд 25 мая 2016 года вынес однозначное решение: «Петротраксервис» обязан возместить убытки в размере 5 миллионов 152 тысяч 849 рублей. Ответчик с этим решением не согласился и подал апелляционную жалобу в Тринадцатый Арбитражный апелляционный суд Петербурга. Однако и суд высшей инстанции постановил, что руководство ООО «Петротраксервис» виновно и обязано выплатить убытки, принесенные «Дальтранссервису».
Согласитесь, всё очевидно: сожгли чужое имущество – будьте добры, возместите ущерб. Однако в «Петротраксервисе», по-видимому, с этим не согласны.
Сначала казалось, что у их организации отсутствует имущество, достаточное для удовлетворения требований истца. А затем и вовсе случилось презабавное. Александр Калинин, учредитель и собственник ООО «ТехПортАвтоСервис» в Санкт-Петербурге, сын которого до 26 июня 2016 года являлся соучредителем компании «Петротраксервис», фактически руководил карельским филиалом. Не дожидаясь результатов судебного процесса, ООО «Петротраксервис» свою деятельность прекратил, и сын господина Калинина вышел из состава учредителей. Сам Калинин открыл в Карелии новую организацию – ООО «Техпортавтосервис-Петрозаводск», и продолжает обслуживать технику при помощи того же оборудования. Более того, все сотрудники «Петротраксервиса» перекочевали в «новую» организацию и спокойно себе работают в Петрозаводске и Сегеже.
В июне 2016 года «Дальтранссервис» обратился к менеджеру Volvo Trucks с намерением выяснить, несет ли компания Volvo ответственность за свои филиалы, в частности, теперь уже за «ТехПортАвтоСервис». Действительно, как подобное вообще могло произойти? Ведь компания Volvo фактически способствовала нарушению прав своих клиентов: сначала заключила дилерский договор с ненадежным поставщиком услуг с ООО «Петротраксервис», а после того, как фирма была «брошена», выдала дилерскую лицензию очередной фирме-однодневке ООО «ТехПортАвтоСервис-Петрозаводск». В Volvo ответили, что о произошедшей в Карелии ситуации не знали и что с дилером, виновным в уничтожении имущества «Дальтранссервис», Volvo расторгло договор «по иным коммерческим соображениям». Каким именно – не уточнили.
Интересно получается: дилер уничтожил чужое имущество, а официальная компания как бы и ни при чем. «Дальтранссервис» не дождался ответа даже от руководителя Volvo Клауса Нильсена, хотя надеявшиеся на справедливость предприниматели писали и ему.
Cтоит ли говорить, что руководство пострадавшей компании, мягко говоря, обескуражено:
— Мы – молодой и пытающийся развиваться малый бизнес, — говорит руководитель «Дальтранссервиса» Денис Лащенов. — Эта потеря лесовоза для нас — серьезная утрата. Мы, взяв грузовик по договору аренды с правом выкупа, после его потери обязательства исполнять продолжали — то есть платили за сгоревшую машину ее собственнику. А представитель VOLVO в Карелии от своих обязательств по материальной ответственности за взятый на ремонт автомобиль отказался. Хотя что такое для дилера VOLVO 5 миллионов рублей, назначенные к выплате? Пшик! Но дилеру оказалось легче закрыть предприятие. В таких случаях во всех цивилизованных странах, к которым относят себя Россия и Швеция, ответственность должен нести субъект, предоставивший ООО «Петротраксервис» свое поручительство перед VOLVO. Как и все условия для осуществления дилерской деятельности: гаражи, складские помещения и офис. Мы, когда выбирали место обслуживания своих грузовиков, так и думали, поэтому и заключили договор с официальным дилером, считавшимся на тот момент гарантом европейского качества. А все оказалась фикцией и блефом. Нет никакого «европейского качества» и тем более ответственности ни у VOLVO, ни у так называемых «дилеров».
В «ТехПортАвтоСервисе» нам ответили, что Александр Калинин «скорее всего, не захочет дать комментарий, потому что он живет в Санкт-Петербурге и на данный момент находится в командировке». Но мы оставили свои координаты на случай, если лично он или кто-то из руководства «ТехПортАвтоСервиса» захотят-таки хоть как-то прокомментировать эту возмутительную историю. Если, конечно, слово «репутация» для них хоть что-либо значит.