Парфенчиков добился своего: попытки уничтожить «Славмо» близки к успеху


Как губернатор с министром пытались перекроить рынок молочной продукции.
На днях Daily рассказала о резком падении молокопереработки в Карелии. За 2023—2024 годы отрасль рухнула на значительную величину — почти 10% — и продолжила падать в начале этого года. Наиболее тревожное положение сейчас сложилось на комбинате «Славмо», который прежде был гигантом отрасли и стабильно заканчивал каждый год с прибылью. Это предприятие всегда было настолько важным для Карелии, что не было такого губернатора, начиная с Виктора Степанова, который бы не хвалился его успехами и всячески не поддерживал.
Всё изменилось, когда в 2017 году Карелию возглавил Артур Парфенчиков. Вслед за ним из Москвы приехал и новый глава Минсельхоза Владимир Лабинов. Буквально первым своим решением он запретил государственным совхозам Карелии заключать долгосрочные договоры на поставку сырья с местными молочными комбинатами, хотя это позволяло им с уверенностью планировать свое будущее.

Разрушив предсказуемые и стабильные отношения совхозов с карельскими переработчиками, Лабинов и Парфенчиков попытались «завести» в республику крупного воронежского производителя «Молвест». Эта схема, однако, не сработала — воронежцы не заинтересовались Карелией с ее небольшим населением и огромными расстояниями.
Но то была лишь первая попытка передела молочного рынка. В 2019 году правительство Карелии лишило субсидий почти все частные совхозы и фермы в республике, включая агрокомплекс имени Зайцева, принадлежащий «Славмо». Высвободившиеся сотни миллионов рублей полились в убыточные госсовхозы в Толвуе и Ведлозере, что привело к кризису и закрытию почти всех негосударственных хозяйств Карелии и подорвало собственную сырьевую базу «Славмо» — через несколько лет он просто распродал все стадо в Шуе.
Пик же наступления на «Славмо» пришелся на осень 2021 года, когда глава Минсельхоза — с полного одобрения Артура Парфенчикова — приказал совхозам значительно снизить поставки сырья на «Славмо» и Олонецкий молочный комбинат и отправлять молоко за 700 км в Вологодскую область, что едва не привело к остановке сразу двух комбинатов.

Этому решению предшествовал внезапный визит Лабинова на «Славмо» вместе с гендиректором крупного вологодского молокозавода «Северное молоко» Антоном Ночевкой. Осмотрев комбинат, последний вскоре поведал, что ему сообщили (интересно кто?) о якобы предбанкротном состоянии «Славмо», а затем предложил продать комбинат примерно за 10% от его рыночной стоимости.
Такое предложение закончилось закономерным отказом владельцев предприятия, после чего директора государственных совхозов получили приказ перевести поставки молока в Вологодскую область. Отсутствие сырья должно было сделать «Славмо» сговорчивее и согласиться на продажу по дешевке. Заодно это позволило бы избавиться от еще одного конкурента для вологодских предпринимателей — Олонецкого молочного комбината.
Однако и Парфенчиков, и Лабинов не подозревали, какой резонанс вызовут их действия. Разразившийся в Карелии молочный кризис и перебои в работе ОМК и «Славмо» привели к исчезновению местной молочной продукции в магазинах и гипермаркетах, что вызвало острое недовольство жителей Карелии. Скандал со дня на день мог выплеснуться на федеральный уровень, поэтому операцию по зачистке карельского рынка пришлось экстренно свернуть, возобновив поставки сырья местным переработчикам.

Через полтора года после этих событий министр Лабинов был задержан за 10-миллионную взятку, а еще спустя два года получил 15 лет строгого режима. Тем не менее то, что он сделал вместе с губернатором, до сих пор сказывается на всей Карелии.
Ведь молочный кризис и подрыв сырьевой базы — агрокомплекса им. Зайцева — нанесли сильнейший удар по «Славмо». 2021 год он впервые закончил с убытками почти на 8,8 млн рублей. Еще большие убытки комбинат получил за 2023 и 2024 годы — 57,6 и 56,3 миллиона. Помимо этих 114 миллионов убытков, «Славмо» снизил за два года объемы переработки на 17,5% и, похоже, продолжает снижать их с начала этого года. Параллельно комбинат сокращает и число работников — с 443 человек в 2021 году до 381 в 2024-м.
При этом, если говорить объективно, у «Славмо» были все шансы на то, чтобы не угасать и загибаться последние несколько лет, а наоборот, наращивать производство, создавать дополнительные рабочие места и увеличивать отчисления налогов в бюджеты всех уровней. Вот только для этого политика региональных властей — и прежде всего главы Карелии — должна была быть абсолютно противоположной тому, что он делал вместе со своими министрами.

Каким могло быть это будущее, если бы Артур Парфенчиков действительно думал о развитии карельской экономики и болел душой за местных производителей, мы расскажем в следующей публикации.
Парфенчиков добился своего: молокопереработка в Карелии резко рухнула и падает дальше