Daily News

Парфенчиков добился своего: «Славмо» не стал гигантом, который захватил рынок Мурманской области

Артур Парфенчиков молоко Мурманск
Фото: Сергей Юдин / ИА «Республика»; Минсельхоз Карелии; «Мы в Мурманске»

Какое будущее могло ждать крупнейший молочный комбинат Карелии, если бы действующий губернатор действительно заботился о развитии региональной экономики.

Мы уже рассказывали, в каком остром кризисе оказалась в последнее время молокопереработка в Карелии: за 2023—2024 годы она упала на значительную величину — почти на 10% — и продолжает падать. Наиболее тяжелое положение сложилось на петрозаводском комбинате «Славмо» — прежде ведущем предприятии отрасли, которым по праву гордились все губернаторы, оказывавшие ему при этом всестороннюю поддержку. Все изменилось с приходом на пост главы Карелии Артура Парфенчикова. При нем «Славмо» был едва не уничтожен во время молочного кризиса 2021 года, который был устроен самим Парфенчиковым, — с тех пор комбинат находится в упадке, пытаясь выжить.

Однако будущее «Славмо» могло сложиться совсем иначе, поскольку его потенциал позволяет перерабатывать до 120 тонн молока за рабочую смену. Но вместо этого предприятие едва справляется с 50 тоннами и не может больше увеличить объемы переработки. Потому что население Карелии, убывая с каждым годом, уже сократилось до 519 тысяч человек, а в маленьком регионе просто невозможно обеспечить рынок сбыта для двух таких крупных предприятий, как «Славмо» и Олонецкий молочный комбинат.

Переломить эту ситуацию и добиться выхода «Славмо» из кризиса можно было бы за счет его экспансии на рынок соседней Мурманской области, где население больше, чем в Карелии, и нет столь сильного конкурента, как ОМК. К тому же «Славмо» — самый близкий молочный комбинат к Мурманской области, который работает на натуральном сырье, что является его несомненным преимуществом.

Фото: Минсельхоз Карелии

Но чтобы освоить новый рынок, предприятию необходимы стартовые вложения. Сделать их могла бы республика, для которой намного выгоднее вкладываться в глубокую переработку молока и получать продукцию с максимальной добавленной стоимостью, чем вливать миллиарды рублей в убыточные госсовхозы, где по решению Парфенчикова строятся роботизированные фермы. Ведь в отличие от молокопереработки они практически не создают рабочих мест и такого объема налогов, зато оставляют массу отходов, ухудшающих экологическую ситуацию.

В то же время строительство новых ферм приведет — и уже приводит — к перепроизводству молока, объемы которого значительно превышают потребности жителей Карелии. Эти излишки вместо готовой продукции все последние годы вывозят в другие регионы, превращая республику в сырьевой придаток вологодских и питерских молокозаводов. При этом именно в этих регионах, а не в Карелии генерируется добавленная стоимость, создаются новые рабочие места и растут налоги…

Тем не менее выделение бюджетных средств на новые фермы все-таки могло бы иметь смысл, но только в том случае, если бы аналогичные усилия прилагались в Карелии для развития молокоперерабатывающих предприятий и для продвижения их продукции за пределами республики.

Гостиница рядом с Сегежей. Сразу за ней видна новая дорога. Фото: пресс-служба правительства Карелии

Однако вследствие войны, которую правительство Карелии развязало против своих молочных комбинатов, «Славмо» сейчас, напротив, приходится не наращивать, а сокращать объемы производства и урезать все расходы, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Тогда как региональные власти предпочитают вбухивать деньги не только в роботизированные фермы, но и в откровенно безумные проекты, не имеющие ничего общего с интересами республики.

На первом месте среди них — стройка отдельной дороги за 283,3 млн рублей к сегежской гостинице, которая принадлежит крупному московскому отельному бизнесу. Еще свыше 77 млн рублей было выделено на строительство широко разрекламированного Парфенчиковым молокозавода с прозрачными стенами в Питкярантском районе, которым владеют питерские предприниматели и который перерабатывает всего 0,5 тонны молока в сутки.

Не менее скандальным оказалось и выделение 75,5 млн рублей на поддержку в Пряжинском районе фиктивных фермеров-клубничников (тоже из Питера), за что бывший глава Минсельхоза Владимир Лабинов сперва получил 10 миллионов взятки, а затем 15 лет строгого режима.

Артур Парфенчиков Владимир Лабинов
Артур Парфенчиков и Владимир Лабинов. Фото: Сергей Юдин / ИА «Республика»

Несомненно, что если бы эти сотни миллионов рублей — фактически растраченные и разворованные — были вложены в развитие «Славмо», Карелия получила бы одно из самых мощных предприятий на Северо-Западе, десятки, если не сотни новых рабочих мест и многократный прирост налоговых поступлений, которые с лихвой бы перекрыли все произведенные вложения.

Однако вместо этого политика Артура Парфенчикова уже загнала «Славмо» в огромные убытки — 114 млн рублей за два года — и напрямую толкает его к банкротству. Более того, «Славмо» стал самым ярким примером того, как нынешний губернатор разрушает региональную экономику, лишая жителей Карелии достойной жизни и превращая республику в сырьевой придаток других регионов.

Ведь ими руководят гораздо более умные и полезные губернаторы, чем Парфенчиков.

Парфенчиков добился своего: попытки уничтожить «Славмо» близки к успеху

Наш сайт использует файлы cookies, Яндекс Метрику (включая РСЯ) и LiveInternet. Подробнее здесь.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram