Daily News

Карелия тратит десятки миллионов на одного фермера, пока совхозы загибаются без субсидий

Артур Парфенчиков коровы
Фото: Сергей Юдин / ИА «Республика»

На совещании по развитию Суоярвского района 19 января глава Карелии Артур Парфенчиков назвал в качестве точки роста этого муниципального образования фермерское хозяйство семьи Свирид. Вместе с местным хлебозаводом и фирмой «Мама Карелия», производящей иван-чай и сладости, КФХ Свирид было упомянуто губернатором как локомотив развития сельского хозяйства и пищевой промышленности Суоярвского района.

Для поддержки этого фермерского хозяйства, на которое возлагают задачи по производству молока и молочных продуктов, власти выделили грант в размере 30 млн рублей. Безусловно, Карелии нужны свои фермеры, и их нужно поддерживать. Однако эффективность государственной поддержки и ее распределения вызывает большие вопросы. Ведь поголовье, которое с учетом господдержки пока смогли создать в КФХ Свирид, насчитывает всего лишь 20 голов крупного рогатого скота.

Вместе с тем частные карельские совхозы, которые имеют поголовье в десятки раз больше, чем Свирид, с 2019 года по решению министра сельского хозяйства Владимира Лабинова и с одобрения Артура Парфенчикова лишились государственной поддержки, после чего обанкротились или резко снизили объемы производства. К примеру, молочная ферма «Янишполе», которая в 2019 году имела стадо в 570 голов (в том числе 195 коров) и произвела свыше 1200 тонн молока, в том же году получила от Минсельхоза всего 5,5 млн рублей субсидий. В 2020—2021 годах «Янишполе» не получило вообще ни копейки. Лишившись господдержки, хозяйство влезло в долги и стало резать скот, сократив стадо в 2020 году до 500 голов, а число коров — до 140.

Примерно та же картина сложилась в ЗАО «Эссойла» и агрокомплексе имени Зайцева. В первом тоже сократили поголовье скота, а во втором на какой-то срок вынуждены были отказаться от планов развития, лишь бы удержать имеющийся уровень. Меньше же всего повезло совхозу «Маяк», который без господдержки не справился с финансовыми трудностями и в итоге обанкротился.

Однако судьба этих хозяйств, производящих в десятки раз больше молока и дающих намного больше рабочих мест и налогов, чем семейная ферма в Суоярвском районе, нисколько не волнует Артура Парфенчикова. Он почему-то видит флагманами развития села не крупные хозяйства, а мелких фермеров. И одобряет то, что Минсельхоз лишил первых поддержки, а вторым дает огромные средства с минимальной отдачей.

Что это, эффективное государственное управление или разбазаривание бюджетных денег?

Срочные новости в нашем Telegram