Перечислены ошибки родителей, которые мешают ребенку заговорить


Некоторые родители ждут, что их ребенок, который не говорит, «перерастет» это в детском саду. Однако промедление может привести к проблемам и помешать социализации, рассказала «Газете.Ru» логопед-дефектолог Елена Мельникова.
По словам специалиста, первая ошибка — когда ребенок выражается жестами или отдельными звуками, взрослые быстро привыкают угадывать его мысли. Из-за этого не формируется активный вокабуляр, так как ребенок перестает искать слова, опираясь на то, что его все равно поймут.
Вторая частая ошибка — отвечать вместо ребенка. Так теряется практика, которая нужна для развития речи, а вместе с ней мотивация пробовать снова. Это особенно критично в дошкольным возрасте, когда формируются базовые навыки общения. Потом ребенку будет трудно адаптироваться в коллективе.
Третья ошибка — давление на ребенка: постоянные просьбы «скажи» или «повтори» превращают речь в обязанность, и из-за этого ребенок может потерять интерес к словам. Чтобы избежать этого, родителям стоит разговаривать с чадом в естественных ситуациях: обсуждать увиденное на прогулке, читать книги, задавать вопросы и давать время на ответ.
Четвертая ошибка — «сюсюканья» и другие искаженные звуки. Если к четырем-пяти годам ребенок продолжает смягчать или заменять звуки, то его речь не будет развиваться в правильном темпе. Исправить произношение можно позже, но для этого потребуется больше времени и усилий.

Логопед отметила, что важно обращать внимание на возрастные рубежи. Например, у трем годам ребенок должен уметь строить простые фразы, хотя может говорить и не совсем чисто. К четырем годам появляются свистящие и шипящие звуки — «с», «з», «ш», «ж», а к пяти-шести завершается формирование сложных звуков — «р» и «л». Речь ребенка должна быть разборчивой и понятной для любого собеседника (а не только для родителей) к шести годам.
Если развитие речи отстает от этих ориентиров, то важно не ждать, когда неправильное произношение закрепится: перестроить артикуляцию в будущем будет труднее. Родителям важно научиться различать, где речь идет о временных особенностях возраста, а где — о задержке, требующей внимания.
— Чтобы помочь ребенку заговорить, важно не ждать и не перекладывать ответственность на садик или время. Родителям стоит больше разговаривать с ребенком в повседневных ситуациях, давать ему возможность отвечать самостоятельно, читать вместе книги и обсуждать события дня. Полезно садиться на уровень ребенка и говорить так, чтобы он видел артикуляцию: движения губ и положение рта помогают лучше усваивать звуки. Чем раньше создаются условия для свободного общения, тем легче ребенку адаптироваться в коллективе и осваивать обучение, — заключила логопед.
Ранее психолог объяснил, почему современные дети неблагодарные. А педагог рассказала, что делать, если ребенок не хочет в школу.