Почему молоко не киснет, куда пропал бифидок и хватает ли в Карелии коров: директор Олонецкого молочного комбината ответила на самые частые вопросы покупателей


Молочные продукты присутствуют в нашем рационе ежедневно. Периодически у покупателей сети «Олония» возникают вопросы об особенностях того или иного молочного продукта, сроках годности, составе. А кто-то даже переживает, хватает ли у нас в Карелии коров, чтобы обеспечить свежим молоком население республики.
Редакция Daily решила узнать ответы на эти и другие самые популярные вопросы у исполнительного директора Олонецкого молочного комбината Светланы Скворцовой.

Некоторые покупатели интересуются, почему молоко долго не киснет.
Скисшее молоко — это испорченный продукт. Все производители стремятся к тому, чтобы молоко выдерживало весь срок годности и не потеряло потребительских свойств. Поэтому наше предприятие предъявляет очень высокие требования к молоку, которое привозят нам поставщики, строго соблюдает все требования к технологическим процессам производства, подвергает его хорошей термической обработке.
Более 90% молока, которое сегодня поступает на ОМК, это молоко элитного «Олонецкого» сорта, показатели качества этого сорта выше ГОСТовских. Это стало возможным благодаря новым животноводческим комплексам в совхозах нашего района, на которых значительно выросла культура производства молока. А на нашем производстве появилось более современное оборудование и моющие средства.

Поэтому когда говорят, что вот раньше молоко скисало быстро, мы задаем логичный вопрос: это разве был показатель его качества? Наоборот, очень хорошо, что сегодня молоко сохраняет свои потребительские свойства весь срок годности. Оно не должно скисать, как и становиться прогорклым. Если молоко скисло, не выдержав положенный срок годности, значит, были нарушены условия его хранения. Если молоко не скисает, а прогоркает, это работа не кисломолочных микроорганизмов, а споровых бактерий, которые не убирает даже кипячение. Именно они дают горечь. Хоть сколько кипяти, их не убрать.
Прокисшее молоко пить нельзя. Многие говорят, что пекут блины, но мы не советуем. То, что скисает, это не простокваша, это просто испорченное молоко. Непонятно, какой микроорганизм вызвал скисание, безвредный он или нет.
Масло 72,5% — это не масло?
Это самое что ни на есть настоящее масло, приготовленное по ГОСТу. Есть несколько разновидностей сливочного масла в зависимости от процента жира в нем: Традиционное (82,5% жирности), Любительское (80% жирности), Крестьянское (72,5% жирности), Бутербродное (61,5% жирности), Чайное (от 50% жирности). Масло 72,5% также сделано из натуральных сливок и ничем не хуже того, в котором жира на 10% больше, оно просто менее жирнее, вот и все.
Почему ОМК не производит простоквашу, сыр и мороженое?
У нас одна беда на Олонецком молочном комбинате — мы ограничены производственными площадями. Простокваша, сыр и мороженое — это новый вид продукта. Для каждого нужно устанавливать новое оборудование, а для него места нет.

Для мороженого нужен вообще целый цех. Мы делали пломбир жирностью 20% в 80-х годах. Его продавали в киосках на развес. У нас была морозильная камера, фризер, ванна. Сегодня места для всего этого просто нет. Как и для камеры, где будет созревать сыр.
Куда пропал бифидок?
Сегодня покупатели отдают большее предпочтение кефиру, поэтому в последние годы заказы на бифидок упали до 200 килограммов в день. Для промышленного предприятия это очень мало. Такую маленькую партию продукта, имея большие емкости для заквашивания и большую протяженность молочных линий, сделать невозможно. Можно, конечно, установить новое оборудование, менее емкое, но опять же — нет свободного места.
Некоторые жители республики пишут, что «наверняка молоко порошковое, потому что в Карелии нет такого количества коров, чтобы давать столько свежего молока ежедневно». Как у нас обстоят дела с сырьем?
Олонецкий район — сельскохозяйственный. Здесь работают три совхоза: «Ильинский», «Мегрега» и «Аграрный». «Ильинский» и «Мегрега» являются племенными совхозами, они содержат знаменитую породу коров – айрширскую. Коровы этой породы дают очень сладкое, вкусное молоко. Эти три совхоза производят больше ста тонн молока в сутки. Поголовье дойного стада в совокупности составляет более пяти тысяч голов. Поэтому слышать, что «у нас нет молока» от жителей Карелии даже обидно, ведь все мы выросли именно на своем, карельском молоке.

Помимо молока из этих трех совхозов, к нам поступает сырье с молочной фермы поселка Янишполе. А сами совхозы отправляют часть карельского сырья в Вологодскую область. Мы бы хотели перерабатывать все сырье на территории Карелии, но сегодня это невозможно, опять же из-за невозможности расширить стены комбината. Сегодня ОМК перерабатывает более 60 тонн молока в сутки.