Daily News

Почему петрозаводчане устраивают драки у помоек за просрочку из «Магнита», а в Финляндии бесплатно раздают залежавшуюся еду прямо в магазинах?

Мы писали о случае, когда работники «Магнита» в Петрозаводске оставляли продукты с истекающим сроком годности у мусорных баков и как горожане буквально накидывались на них. За судьбу просрочки в Финляндии тоже отвечают магазины, правда, там стараются избавиться от продуктов до наступления дня Х. Такую еду просто отдают на благотворительность, а ту, которая пропала, везут на переработку, чтобы превратить ее, например, в энергию для отопления, рассказывает "Фонтанка".

Одним из самых популярных в Финляндии неологизмов в прошлом году стало слово hävikkiruoka, которое означает еду с почти или только что истекшим сроком годности, которая пригодна для употребления в пищу. В стране проводятся тематические дни и недели, где рассказывается о том, как не выбрасывать еду, по всей стране открываются специализированные столовые, где готовят из пока еще пригодных к употреблению в пищу и безопасных продуктов, а кое-где даже открываются общественные холодильники.

Надпись: «Предложение. Молоко Pirkka. Обратите внимание на срок годности!»

Апрельские снимки из финского супермаркета с ценником «0.00» разошлось по Интернету и вызвали шквал эмоций у пользователей соцсетей. Многие посчитали, что это фотошоп, другие восхитились. Пресс-служба торговой сети Kesko не смогла уточнить, в каком именно магазине был сделан снимок. Как пояснил Тимо Лаукканен, глава K-Supermarket в местечке Вихти на юге Финляндии, каждый директор магазина сети Kesko является независимым предпринимателем и действует самостоятельно.

 - Мы решили бесплатно распространять «пропадающие» продукты клиентам по двум причинам: чтобы не выкидывать зря еду и чтобы те, у кого недостаточно денег, могли этим воспользоваться. Мы кладём товары в тележку в тот день, когда истекает срок годности, иногда за день, и сообщаем об этом на странице в «Фейсбуке (Организация, деятельность которой признана экстремистской на территории Российской Федерации)». Обычно разбирают всё и ничего не приходится выкидывать, за исключением испорченных овощей и фруктов, – делится своей практикой предприниматель.

Надпись на тележке: «Отсюда можно брать. Пожалуйста!».

— Раздача еды с истекающим сроком годности не оказывает негативного влияния на наши продажи, хотя, возможно, у многих торговцев есть опасения, что клиенты просто ждут «бесплатного питания», – говорит Лаукканен.

В Петербурге торговые сети заявляют, что утилизируют продукты по регламенту, хотя в неофициальных беседах признают, что работа с просрочкой — это головная боль.

В экомагазине Itspure (Вааса): «Можно брать бесплатно».

В Финляндии стараются избавиться от продуктов до того, как срок годности истечет. Не надо думать, что в любом магазине можно наткнуться на раздачу бесплатных продуктов прямо с витрины, так поступают не все торговые сети. Большее распространение получили скидки и корпоративная благотворительность. Если в России продукты с истекающим сроком годности по относительно низкой цене — новинка, то в Финляндии яркие стикеры «30%» можно было встретить и 10 лет назад.

Например, в супермаркеты группы компаний S-Group (Prisma, Alepa, S-Market) не раздают людям напрямую продукты. Они пытаются снизить потерю продуктов за счет эффективного управления заказами, поставками, транспортом и инвентарем.

 - Мы не отдаем в качестве пожертвования никакую пищу, срок годности которой истёк, т. к. это противоречит правилам. Продукты, у которых скоро выходит срок годности, в первую очередь продаются со скидкой. Обычно скидка составляет 30%, но в поздние часы вечера она увеличивается вдвое, до 60%. Кроме того, еда передается партнёрским благотворительным организациям. У продуктовых магазинов S-Group уже есть более 400 благотворительных партнеров, которым продовольственные товары жертвуются регулярно. Еда с истёкшим сроком годности с органическими отходами превращается в энергию, другими словами, её перерабатывают в газ, компост или биоэтанол». Система раздельного сбора мусора в этом плане существенно облегчает жизнь всем участникам цепи переработки, — рассказал менеджер по соблюдению норм S-Group Сеня Форсман.

По данным ретейлера Kesko, 90% магазинов компании сотрудничают с благотворительными организациями. Свой бюджетный бренд Kesko изготавливает на энергии биогаза, получаемого от просрочки.Один из самых ярких примеров благотворительности — так называемые хлебные очереди, куда крупные сети жертвуют еду. Летом в самой популярной точке в Хельсинки, где Красный Крест раздает продукты бесплатно, ежемесячно стоят 13—14 тысяч нуждающихся.

В Евросоюзе с пищевыми отходами борются на законодательном уровне. Директива ЕС ставит цель к 2030 году сократить их объём вдвое. По данным Центра защиты окружающей среды Финляндии, на каждого финна ежегодно приходится 23 кг пищевых отходов. Если говорить о всей стране — то это более 450 млн кг. Выбросы парниковых газов вследствие этого эквивалентны выбросам CO2 от 400 тыс. автомобилей.

В Финляндии более ста депутатов подписали инициативу, продвигающую законопроект, который помог бы сократить пищевые отходы за счёт эффективного распределения пригодных в пищу продуктов. На данный момент для регулирования этой сферы законотворцам нужны некоторые статистические данные производителей и ретейлеров, которыми они делиться не обязаны.

Поскольку лишь 18% пищевых отходов образуют магазины, в дело включаются и рестораторы. В Хельсинки, например, стал очень модным ресторан с концепцией «ноль отходов», который позиционирует себя как первый в своём роде во всей Финляндии.

Уже два года в Суоми работает компания «Умная еда», которая покупает у поставщиков товар с истекающим сроком годности и по сниженной цене (20-30%) через интернет-магазин доставляет клиентам. Официально существует две маркировки: наиболее распространённая parasta ennen (годен до) и viimeinen käyttöpäivä (дословно «последний день использования»), которая, как правило, используется для скоропортящихся продуктов животного происхождения (сырая рыба, мясо, птица), и есть которые после истечения этого срока рискованно. Закон не запрещает магазинам продавать после parasta ennen, но ретейлеры, заботясь о репутации, этого не делают.

В 2018 году в столичном регионе Финляндии планируется открытие первого в стране реального магазина, специализирующегося на торговле «пропадающей» едой. Предполагается, что продукты будут продаваться в нём со скидкой 50-70%. Прибыль пойдёт на помощь беднейшим слоям населения через Финскую церковь. «Я думаю, такой магазин будет пользоваться популярностью, причём у всех, не только у бедных, — считает директор Института Финляндии в Санкт-Петербурге Сани Контула-Вебб. — Люди хотят быть причастны к этому полезному тренду». Она убеждена, что для ее соотечественников первостепенную роль играет экология, а не экономия.

Жители Суоми не брезгуют брать продукты с истекающим сроком годности со скидкой или бесплатно, если есть такая возможность.

 - Это экологично и этично, я с удовольствием взял бы. Недавно специалист Evira (аналог Россельхознадзора - прим. ред.) сказал, что молоко сохраняется три недели, — рассуждают жители Турку и Хельсинки.

Как рассказал «Фонтанке» руководитель токсического отдела Гринпис России Алексей Киселев, по статистике, пищевые отходы составляют порядка 40% всех отходов, которые образуют россияне.

 - Если предположить, что реально на каждого петербуржца приходится грубо около 400 кг отходов в год, то органики там будет около 100 кг на человека, — прикидывает Киселёв.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram