Почему ребенок все бросает на полпути, и как ему помочь


Дети охотно соглашаются на новое, но легко теряют к нему интерес. Почему у ребенка пропадает мотивация чем-то заниматься, «Газете.Ru» рассказала Марина Май, кандидат педагогических наук, руководитель центров «Арт Академия-Академия Отличностей». Дело в том, что детская мотивация очень похожа на искру: быстрая, яркая, но легко гаснет. Дети часто могут очень-очень чего-то захотеть, но при первой же трудности могут быстро сдаться.
— Все потому, что у детей еще не сформирована волевая система, которая отвечает за действия, даже тогда, когда встречаются сложности. И без которой, соответственно, не может быть сформировано важнейшее качество людей успешных и тех, кто добивается многого — целеустремленности. Дети быстро сдаются, потому что не умеют терпеть фрустрацию — состояние, которое появляется тогда, когда желания не совпадают с возможностями. Первая же неудача воспринимается как катастрофа, — говорит специалист.
Также дети ожидают «быстрые победы». Им кажется, что все должно получаться сразу. Теряется интерес, когда нет видимого результата, особенно это касается сферы интеллектуального развития. Часто эти проявления встречаются у детей в возрасте от четырех до 12 лет. Что же с этим делать?
- Во-первых, родителям надо научиться обозначать рамки и границы дозволенного. Ребенку нужно объяснить, что нельзя бросать начатое просто так. Установите правило: «Ты ходишь минимум месяц. А потом мы вместе решим».
- Во-вторых, постараться визуализировать путь. Организовать с ребенком «доску достижений», где будете отмечать его успехи.
- В-третьих, разговаривать. Обсуждать причины отказа вместе. Ведь за «не хочу» может быть скрыто множество причин-от страха перед сложностями и непониманием темы, до конфликтных ситуаций со сверстниками.
В случае, если стрессовые ситуации становятся регулярными и стабильными, ребенка настигает чувство апатии, это повод остановиться и подумать. Иногда смена деятельности — это не слабость, а осознанное взрослое решение.
—Учите ребенка «маленьким шагам», ведь именно из них состоит большой путь. Формируйте у него полезные привычки, и помните, что на это надо время. Каждая привычка формируется не ранее, через месяц-полтора регулярных действий. Цените маленькие победы. Помните, что дети учатся не на словах, а на примерах. Когда ребенок видит, что рядом есть взрослый, способный справляться со сложностями и неудачами и не опускать руки — он впитает это как норму. Именно поэтому важно не только говорить, но и показывать собственный пример, — отметила эксперт.
Можно также устанавливать совместные цели. Например: «К папиному дню рождения организуем выставку из 15 твоих работ!» или «Через месяц приедет бабушка и ты прочтешь ей стих, который выучишь».
Напомним, недавно мы рассказывали, почему родители в Петрозаводске не водят детей в школу.