«Подъехали к границе — и там помог случай». Детский омбудсмен объяснил, как семья латвийцев бежала из Швеции в Карелию
Уполномоченный по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев в эфире телеканала «Вести. Карелия» рассказал подробности побега семьи латвийцев из Швеции в Карелию. Напомним, семейная пара Роландс и Инита утверждает, что органы опеки Швеции угрожали им изъятием их троих детей.
— Семья проживала в одном доме со шведом: на первом этаже жила семья из Латвию, которая 10 лет назад переехала в Швецию в поисках лучшей жизни, — рассказывает в интервью Сараев. — Спокойно рожали детей — все было спокойно до начала спецоперации.
Бабушка отца семейства была россиянкой, передает омбудсмен слова бежавшего в Россию мужчины. Они с женой по приезде рассказали уполномоченному, что тот самый сосед и начал «бить тревогу», обращаясь в органы опеки. Его, по их словам, не устраивало то, что семья разговаривала на русском языке.
— Недовольство соседа, постоянные обращения в соцопеку, портрет Путина, кружка с изображением нашего президента, передачи на русском, русские мультфильмы... — перечисляет Сараев, добавляя, что у младшего сына и в детском саду начались проблемы. — На вопросы «Почему ты говоришь по-русски с нами?» он отвечал: «Я русский». И от него отвернулись.
Сараев уверяет, что в Швеции уже начались судебные разбирательства в отношении семьи, и им пришлось бежать до суда.
— Ближайшее заседание суда должно было быть 16 января, до этого органы опеки приезжали в дом — их родители не пустили, испугались. Семья решила не дожидаться суда, обращались в российское консульство, пытались оформить визы. У них латышские паспорта — они должны были получить российские визы и оформить шведские паспорта на детей. Сама близость суда спровоцировала бегство семьи — они вынуждены были, что называется, скрываться от ювенальной юстиции. Я спросил: «А почему не в Латвию? Все-таки в Латвии есть друзья, знакомые». На что они справедливо заметили: «Нам от ювенальной юстиции не скрыться». И семья решила, что в Европейском союзе им находиться опасно.
Документов для пересечения границы у иностранцев не было.
— Они, конечно, готовились к выезду — папа продал машину, купил попроще, — продолжает Сараев, он рассказывает эту историю с удовольствием. — Боялись переходить границу, потому что нет документов. Приехали к финской границе — и там помог его величество случай! Семья на машине просто медленно проехала мимо пограничного пункта — шлагбаум был поднят, потому что перед этим машина проехала. Машина спокойно прошла через пограничный пункт и подъехала к российской границе. Отец был растерян, только повторял: «Убежище, убежище».
Сараев поблагодарил сотрудников пограничного пункта, которые разрешили семье въехать на территорию России. Сейчас они по-прежнему живут в гостинице Костомукши без документов — к ним приставили пограничника до того момента, пока не определится, в каком статусе семья будет находиться на территории страны.