Daily News

Подробности смерти молодого курьера службы «Яндекс. Еда»: после смерти он получил штраф за «прогул»

На днях в киргизском селе Торт-Куль похоронили 21-летнего Артыка Орозалиева, который скончался 19 апреля во время рабочей смены в Санкт-Петербурге. Молодой человек работал курьером службы доставки «Яндекс.Еда» и в день смерти развозил заказы уже 11-й час.

Артык ездил по адресам уже одиннадцатый час без перерыва, когда в одном из ресторанов, забирая заказ, пожаловался на плохое самочувствие, — говорит его друг Артур, тоже курьер «Яндекс.Еды». — Мы вышли на улицу. Я на минутку оставил его, забежал в магазин за сигаретами. А когда вернулся, увидел, что друг упал и неподвижно лежит возле своего велосипеда. Я не сразу понял, что он мертв.

Парень никогда не жаловался на здоровье, зарабатывал себе на жизнь сам, для более удобной перевозки заказов купил себе велосипед за 40 тысяч рублей. Он переехал в Петербург полгода назад: ходил по музеям, много читал, снимал квартиру вдвоем с двоюродным братом. В службу «Яндекс. Еда» устроился курьером полтора месяца назад.

Эксперты констатировали: причина смерти — сердечный приступ, а у него никогда не было проблем с сердцем, — рассказал «Новой» старший брат покойного Тимур Орозалиев. — Пройти 5–10 километров пешком брат считал ерундой. Он был спортивный парень. За всю жизнь ничем, кроме простуды, не болел. Ни на что не жаловался. Мечтал о военной службе, рвался в армию и без проблем прошел медкомиссию. Врачи не обнаружили у него никаких заболеваний. Но кардиологи говорят, что и у абсолютно здорового человека может такое с сердцем произойти от перегрузки.

За неделю до смерти парня оштрафовали за несвоевременную доставку заказа.

Развозить еду Артыку нравилось, он не любил сидеть на месте, всегда искал подвижную работу, — продолжает Тимур. — Только брат говорил, что в «Яндекс.Еде» штрафуют очень много, график сложный и что он постоянно сильно загружен. Как раз незадолго до смерти Артыка оштрафовали — не успел вовремя доставить что-то. Знаю, что это его волновало и он хотел загладить свою вину перед начальством.

Удивительно, но после смерти Артык получил... штраф за пропуск работы. Скриншот с сообщением о материальном наказании покойного «за прогул» выложил в соцсетях знакомый Артыка. Коллеги погибшего и так обсуждали его смерть в соцсетях, но несуразный штраф переполнил чашу их терпения. Люди писали в соцсетях о ежедневных штрафах, плохой логистике, огромных расстояниях, больших нагрузках, отсутствии перерывов. Люди обещают: если условия их работы не пересмотрят, они устроят бунт.

Всё, что у людей копилось не один день, вырвалось наружу, — в разговоре с «Новой» объяснил Сергей, курьер «Яндекс.Еды». — Это неудивительно, если учесть, что ради заработка в тысячу-полторы рублей в день человеку нужно без перерыва вкалывать 12–14 часов. Если курьер не пользуется личным или общественным транспортом, то за день ему приходится пройти от 40 до 60 км. Этот труд можно сравнить, наверное, только с тренировками спортсменов: постоянно в движении и напряжении, все время на нервах, вечно куда-то спешишь. Каждая минута задержки заказа — минус в оплате курьеру. Некоторые ребята с непривычки вообще работают в ноль и быстро уходят с этой работы.

То, что случилось с Артыком, было неминуемо, — считает Роман П., успевший поработать и в «Яндекс.Еде», и в Delivery Club и уволившийся из обеих компаний. — Рано или поздно кто-нибудь все равно не выдержал бы такой гонки. Больше скажу, насколько я знаю, в феврале у Delivery Club также во время работы умер курьер на станции метро «Электросила». Просто тогда история не получила огласки, поэтому удалось избежать скандала и разбирательств.

Родные погибшего не взяли денег с «Яндекс. Еды», хотя компания с ними связывалась:

Представители «Яндекс.Еды» связывались с нами, предлагали помощь, но нам от них ничего не нужно, честное слово, — говорит Тимур Орозалиев. — Нам от их денег легче не станет. Артыка не оживишь. Главное, чтобы это не повторилось! Артык много работал, потому что хотел самостоятельности. А ведь многие мальчишки идут на такую работу просто от нужды. Всё, чего мы хотим, — лишь бы с другими ребятами так больше не происходило. Дай бог, чтобы смерть брата не прошла мимо.

Госинспекция труда озвучит результаты проверки примерно через месяц. Как пишет «Новая газета», если будет установлено, что Артык Орозалиев скончался из-за нарушения трудовых нормативов, будет возбуждено уголовное дело по статье 143 УК РФ «Нарушение требований охраны труда». Закон предусматривает для виновных наказание в виде принудительных работ на срок до четырех лет либо лишение свободы на тот же срок с запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

«Яндекс. Еда», кстати, прокомментировал гибель своего сотрудника так:

Компания в курсе этого несчастного случая и будет тщательнее следить за работой супервайзеров и партнеров, которые управляют работой курьеров. Мы шокированы случившимся и глубоко сочувствуем близким Артыка Орозалиева. Мы вышли на связь с его родными и сейчас общаемся с ними, чтобы помочь в этой ужасной ситуации…

Для нас и наших партнеров этот случай означает, что нужно более внимательно относиться к нагрузке курьеров, даже если они сами берут на себя длинные смены и повышенные обязательства. Наш сервис предоставляет круглосуточную телефонную поддержку для работников. Мы просим всех курьеров связываться с нами и рассказывать обо всех неподобающих случаях с супервайзерами. Также в ближайшее время мы рассмотрим варианты технологических решений для того, чтобы организовать контроль над переработками в курьерском приложении, чтобы они не брали много длинных смен.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram