Daily News

Полеты внутри России и в другие страны: эксперты рассказали, что с самолетами и ценами на билеты

самолет
фото: Губерния Daily

Накануне сезона отпусков на российскую авиацию свалились всевозможные ограничения. Что ждет в ближайшем будущем отрасль, выясняли журналисты «Комсомольской правды».

Полеты в другие страны

Несмотря ни на что, самолеты летают, в том числе и за границу (в 13 стран). В основном это ближнее зарубежье. Из дальнего — Турция, Израиль, ОАЭ, Египет, Иран, Шри-Ланка. Со снятием коронавирусных ограничений формально авиасообщение у нас возобновлено с 52 «дружественными» странами. Это в дополнение к 15, на которые эти ограничения не распространялись и раньше.

Но есть проблема — лизинг (вариант долгосрочной аренды). Приобретать дорогостоящие машины сразу в собственность даже для крупного перевозчика нерентабельно. Значительную часть «Боингов» и «Эйрбасов», на которых российские перевозчики возили пассажиров, они взяли в лизинг у европейских компаний. После начала спецоперации несколько десятков таких бортов арестовали за границей. И российские перевозчики перестали летать за рубеж.

Фото: «Губерния Daily»

Проблемы есть и с «Боингами», которые принадлежат российским лизингодателям. Американцы запретили всему миру обслуживать российские «Боинги». Сейчас наши авиакомпании используют около 1 000 самолетов. По словам главы Минтранса Виталия Савельева, из них только 193 могут спокойно летать за рубеж.

— «Санкционным» самолетам придется летать только в те страны, которые дают гарантии, что наши борта там не арестуют, их заправят и обслужат, — поясняет главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров.

Из стран дальнего зарубежья такие гарантии дала только Шри-Ланка.

С «Суперджетом» тоже не все просто. Многие детали на нем импортные. Полностью отечественный двигатель пока проходит испытания и сертификацию. Дальность полета у него до 3000 км, у модификации LR — до 4500 км. Частично проблему предполагается решать с помощью авиационного хаба в Сочи (большой транспортно-пересадочный узел).

Что закрыто

Сейчас у нас действуют три типа санкций. США, Канада, Япония и практически вся Европа (кроме Сербии) закрыли свое небо для российских самолетов. Росавиация зеркально закрыла наше небо.

— Евросоюз запретил продажу и поставку российским авиакомпаниям самолетов и запчастей к ним, а также их ремонт и страхование. Это распространяется и на лизинг. В связи с этим европейские лизинговые компании потребовали назад свои борта. Но смогли забрать только те из них, которые на момент объявления санкций находились в зарубежных аэропортах. Или только готовились к отправке в Россию, — говорит министр транспорта Виталий Савельев. — Из-за арестов за рубежом мы «потеряли» 78 самолетов. Основная же часть лизинговых бортов (всего в зарубежном лизинге их было более 500) так и осталась в России.

Фото: «Губерния Daily»

Уже в апреле ЕС принял смягчающие поправки. Разрешены контракты по финансовому лизингу (своеобразная рассрочка). Такие самолеты российские авиакомпании могут оставить себе, выплатив их полную стоимость. Но чаще всего перевозчик просто платит за пользование самолетом, который остается в собственности лизингодателя. Основная часть лайнеров российских перевозчиков — в операционном лизинге. Эксперты предполагают, что от поблажек может выиграть авиакомпания Utair, у которой весь парк в финансовом лизинге или собственности.

— Американские санкции немного другие. Поначалу речь шла о том, что «Боинг» не будет поставлять в Россию новые воздушные суда, сворачивается их техподдержка и ремонт. Затем США ограничения ужесточили: запретили кому бы то ни было обслуживать российские борта американского производства (или те, где используется более 25% американских запчастей). Нельзя их даже просто заправить авиакеросином. Под эти запреты попали 99 «Боингов» наших авиакомпаний и частный самолет Романа Абрамовича.

Отдельного внимания удостоились «Аэрофлот», Azur Air и Utair. Минторг США обвинил их в «нарушении американского экспортного контроля», то есть введенных санкций, поскольку компании были замечены в полетах за рубеж на «Боингах». По этому поводу против конкретно этих трех компаний были введены дополнительные, «самые жесткие» санкции.

Кто готов летать к нам

По данным Минтранса, полеты в Россию продолжают 29 иностранных авиакомпаний из 19 стран (в ОАЭ и обратно нас готовы возить аж сразу четыре местных компании). Был момент, когда зарубежные перевозчики наперебой стали сообщать о приостановке рейсов в Россию из-за проблем со страхованием или перестрахованием, так как авиастрахование очень дорого.

Фото: «Губерния Daily»

— Нередко страхуются у своих национальных компаний, а перестраховываются у европейских. Поэтому в связи с санкциями действительно возникли проблемы. Но они не критичны, нужно просто время, чтобы сменить страховщика, — утверждает Роман Гусаров.

Действительно, в списке 20 крупнейших мировых перестраховщиков есть и представители Индии, Китая, Кореи.

Как объясняет эксперт, во многих случаях перелеты сейчас не возобновляются не по политическим, а чисто по экономическим соображениям — из-за дороговизны упал пассажиропоток. А в Китае своя проблема — там опять ограничения из-за коронавируса.

По самым популярным в летний сезон и не закрытым из-за санкций направлениям рейсы, скорее всего, будут. Специально для перевозки российских туристов на средиземноморские курорты турки даже создают специальную компанию Southwind (дополнительно к тем трем турецким, которые в Россию сейчас летают).

Про внутренние рейсы

По прогнозам Минтранса, внутри страны наши авиакомпании за этот год перевезут порядка 90 млн пассажиров. Это примерно на уровне прошлого года. Бортов для этого у наших авиакомпаний оказалось даже с избытком. Есть возможность часть «Боингов» и «Эйрбасов» пока оставить про запас или на запчасти.

Насколько безопасно летать

Как заявил вице-премьер Юрий Борисов, парк иностранных бортов у нас достаточно молодой, средний возраст самолета менее 15 лет. Поэтому больших проблем с их эксплуатацией пока быть не должно.

— Технические центры свои, достаточно высококвалифицированные, у нас есть — их должно хватить, — утверждает Роман Гусаров.

Что же касается запчастей, то представители власти уверенно заявляют, что «решения есть», но какие именно — не говорят. Как поясняют эксперты, уже были случаи, когда слишком откровенные рассказы чиновников на тему «как мы будем обходить санкции» имели вполне конкретные последствия. На Западе прислушивались — и в следующем пакете санкций обнаруженную дыру прикрывали.

А если все равно страшно, вот совет от эксперта:

— Если у какого-то перевозчика начнутся необъяснимые массовые задержки и отмены рейсов, которые не связаны с объективными факторами — например, неким ЧП в аэропорту, природными катаклизмами — это повод насторожиться, — говорит Пантелеев.

На какие цены рассчитывать этим летом

По прогнозам, к лету билеты, как всегда, подорожают, но не сильно.

Фото: «Губерния Daily»

— Билеты не могут не подорожать. Потому что сейчас дорожает всё, даже бортовое питание, — говорит Роман Гусаров. — А вот на сколько, пока неясно. Потому что непонятно, каким будет спрос и ждет ли ажиотаж какие-то направления. Раньше ведь люди покупали билеты заранее — это в том числе была и возможность сэкономить. А сейчас все в режиме ожидания — что будет. Поэтому и более-менее точные прогнозы давать нереально.

В любом случае, правительство всеми силами пытается удержать цены на авиабилеты от скачка. На днях премьер Михаил Мишустин сообщил, что кабмин выделит авиакомпаниям около 100 млрд рублей, чтобы частично компенсировать расходы на полеты.

С билетами за рубеж все по-другому: конкуренции там почти нет, господдержки — тем более. Так, самый дешевый авиабилет из Москвы в Анталью на конец мая стоит 16 тысяч рублей. А ведь еще два-три года назад цены были ниже раза в два, а то и в четыре. При точно таком же курсе доллара.

Срочные новости в нашем Telegram