Daily News

Дети из другого мира

Коррекционная школа-интернат № 22 находится в самом центре Петрозаводска, однако дети, обучающиеся в ней, живут практически в своем, отдельном мире. Ребята из разных уголков Карелии изучают здесь не только общеобразовательные предметы, но и учатся общаться с другими людьми. Воспитанники интерната – дети с тяжелыми нарушениями речи и органическим поражением центральной нервной системы. Не нужно объяснять, что все они нуждаются в особом подходе.

«Самые главные люди в школе – это наши дети, — говорит директор школы Ольга Прыгун. – Все мы: педагоги, администрация, родители – команда сопровождения, идем рядом, вместе преодолеваем трудности, помогаем развиваться детям соответственно их возможностям. Это и есть комплексное сопровождение. Наши приоритеты – сохранение и укрепление здоровья воспитанников, их личностное развитие, адаптация к успешной взрослой жизни. Важно подготовить не только детей, но и общество для принятия их, не таких, как все. Поэтому в одной из разработанных школой программ «Навстречу друг другу» главной задачей является подготовка педагогов принимающих школ. Дети наши очень меняются в процессе обучения: приходят, не умея говорить, не зная элементарных вещей. А уходят они от нас уверенные, понятно изъясняющиеся, настроенные на свои новые успехи и достижения. Мы все должны помогать им в этом»

Ребята заняты целый день: с утра у них учеба, логопедические и коррекционные часы. Во второй половине дня — воспитательная работа, во время которой они в игровой форме повторяют то, что успели изучить за день. Не обойтись и без дополнительного образования: не так давно в интернате появились особые цветные комнаты.

«У нас есть розовый, желтый, сиреневый и зеленый залы, — говорит начальник хозяйственного отдела Надежда Лаптева. – В последнем, к примеру, дети изучают правила дорожного движения, к нам регулярно приходят на занятия инспекторы. Кроме того, это еще и цветотерапия – мягкие тона положительно влияют на наших воспитанников».

Дети здесь разные: кто-то усердно учится, кому-то совсем не до уроков и воспитателей. Но самая главная трудность — в другом. В том, что ребята порой становятся раздражительными и капризными, виноваты их медицинские диагнозы. Педагоги понимают это и применяют особые, успокаивающие приемы: например, начинают с мальчишками … вязать спицами. Самое главное – вовремя переключить внимание, занять интересным делом. Дети с охотой готовятся к спектаклям, праздникам — от совместных занятий одно удовольствие!

Эту девочку с первого раза не отличишь от мальчишки. Зовут ее Ангелина. Она наполовину русская, наполовину – турчанка. В Карелии у нее бабушка и дедушка, родители остались за границей. Поступив в интернат, Лина не знала ни русского, ни турецкого языков. Ни говорила ни слова, но с задором отплясывала восточные танцы. Сейчас вслух читает карельские сказки и уточняет каждое незнакомое ей слово.

Есть в интернате и группа глухонемых ребят – их всего 8 человек. Самое сложное в работе педагогов – адаптировать этих детей к миру слышащих. Кто-то молчит совсем, кто-то издает нечленораздельные звуки, лишь единицы можно понять. Ходят они стайками или со своим преподавателем – Любовью Якушевой. Она уж и забыла, сколько лет работает здесь. Однажды даже уволилась, однако все равно вернулась: говорит, не может жить без «глухонемого братства»

«Я для них – своя, мне они доверяют, — говорит Якушева. — Вот сейчас я разговариваю с вами, а они наблюдают за моей мимикой и губами. Если дети моего лица не видят, сразу начинают волноваться: что это я там про них такое говорю?»

Группа разновозрастная: здесь есть и совсем малыши, и совершеннолетние. Те, что помладше — шустрые и любопытные. Старшие все больше сторонятся, избегают излишнего внимания. У них всех разные характеры, привычки, манера поведения. 21-летний Денис спешит выйти из комнаты, в которую мы только что зашли. Высокий и красивый, он робеет, лишь только незнакомый человек обратит на него внимание.

Денис – одиночка по натуре. Он очень эмоциональный, с развитым воображением. Педагоги говорят, что он, когда был маленьким, выплескивал свои ощущения на бумагу — много рисовал. Сейчас все больше осторожничает. Трудно решиться на что-то новое, ведь в этот момент так необходима уверенность и слово, способное вдохновить. Но только кто его скажет?

Ребят в интернате безмерно любят. Даже тех, кто с завидной регулярностью доставляет проблемы. Жаль только, что количество мест в интернате ограничено: 55 человек – ни больше, ни меньше. Опять же, пугает и дальнейшая «перспектива» для воспитанников. Уже в следующем учебном году некоторые ребята пойдут в 5 класс обычных школ. Как к ним отнесутся сверстники на новом месте? Получится ли у педагогов сделать новую школу вторым домом для ребенка?

Например, Антон уже сейчас здорово рисует – это отмечают все. Судьба у парня трудная: став сиротой, он попал в детдом. Уже этой весной он туда вернется — мальчик заканчивает 4 класс. Дальнейшее развитие Антоши зависит от его будущих педагогов. Но Антоша об этом пока не думает: прилежно учится, постоянно рисует и… по нескольку раз в день звонит единственной сестре, очень огорчаясь, когда трубку никто не берет.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram