«Работать здесь не будешь – ты в платке»: с какими трудностями сталкиваются мусульманки в Петрозаводске и в какие места нам вход запрещен
В своих прошлых публикациях я рассказывала о том, почему надела платок и какие иногда слышу слова от прохожих – бывают как положительные, так и негативные. А сегодня хочется поговорить о трудностях, с которыми сталкиваются мусульманки в Петрозаводске. Да, вы можете, конечно, говорить: «Сами решили так одеваться, чего ноете?» Но вот в чём загвоздка: мы же живём в светской стране и можем исповедовать ту религию, какую захотим, а значит, не должны себя чувствовать угнетённо.
Я не спорю, возможно, в местах компактного проживания мусульман, например в Татарстане, Башкирии, республиках Северного Кавказа, проблем у мусульманок возникает намного меньше, но что делать тем, кто живёт в других городах и республиках?
Расскажу о проблемах подробнее:
1) Нелегко устроиться на работу
Как говорят, встречают по одёжке, а провожают по уму. Но как на собеседовании доказать, что ты именно тот, кто нужен? Далеко не все работодатели готовы взять мусульманку на работу, в первую очередь они смотрят на внешний вид и не хотят оценить профессионализм и квалифицированность. Так, например, девочки-мусульманки, с которыми я обсуждала этот вопрос, хором мне говорят: на госслужбу не попасть – дресс-код.
Практически невозможно устроиться учителем в школу. Когда на пятом курсе обучения я пришла на двухмесячную практику, директор прямо спросила, могу ли я на время снять платок, на что я, естественно, ответила отказом и объяснила, что пришла всего лишь на пару месяцев и устраиваться здесь на работу не собираюсь. Её это устроило, женщина объяснила, что в школе у учителей есть свой дресс-код (на самом же деле общепринятого стиля одежды я не заметила, все одевались как обычно). В любом случае, меня на практику пустили. А вот моей знакомой Дарине Насировой с директором не повезло. Вот что она рассказала:
«У меня с хиджабом никогда не было проблем, я всегда слышала положительные отзывы на улице. Дети здорово реагируют, получаешь от них заряд энергии и тепла. «Мама, посмотри, принцесса идёт», — бывает, слышу я от девочек. Для них длинные красивые платья, цветные платки ассоциируются с принцессами, потому что принцессы тоже ходят в мультиках в длинных платьях. Многие мамы тоже улыбаются. Единственный момент, с которым я столкнулась, это когда меня на практику в школу не пустили, сказав, что переживают за то, как будут реагировать родители. Многие родители боятся, что я буду навязывать детям религию. Ну, естественно, я не за этим шла, я шла, чтобы получить навыки по своей специальности, но почему-то посмотрели на внешний вид и не допустили на практику. Конечно, было очень обидно. Почему люди не смотрят на мои навыки как специалиста, может, я хороший специалист? В итоге получается, люди берут не за твои качества, а за твой внешний вид. Я говорила директору, что могу соблюдать дресс-код, что могу надеть брюки с туникой, что необязательно это должно быть длинное платье, могу соблюдать цветовую гамму. Но всё бесполезно. В итоге на практику я пошла в школу, где я училась, и меня приняли с распростёртыми объятиями.
Кстати, когда я пошла устраиваться на работу в 118-й садик, директор сказала, что ей неважно, как я выгляжу, ей важно, чтобы я была хорошим специалистом. Меня это очень порадовало».
Что касается меня, так как я трудоустраивалась в частные компании, мне всегда везло – там не было дресс-кода, а работодатели оказывались адекватными людьми. Единственное не понравилось, что когда я устраивалась на телевидение, мне сказали: «В хиджабе нельзя снимать стендапы». Почему – потому что стендапы вообще не снимают в головных уборах, даже зимой в мороз –20.
В качестве ведущей на карельском телевидении меня тоже не рассматривали – телезрители не поймут. Одна моя знакомая, когда я ей рассказала об этом, заявила, что это очень спорный вопрос. Эффект мог быть и обратным, например, рост рейтинга, привлечение внимания. В любом случае, я вроде не мечтала о карьере ведущей, да и снимать стендапы не стремилась, поэтому отнеслась к этим комментариям спокойно.
2) Не всем детям разрешают ходить в платках в школах
Мусульманка должна надевать платок, когда у неё наступает половое созревание. Обычно это лет в 12-13, а значит, седьмой-восьмой класс. Я рассказывала, что в школе не носила платок, потому что не была к этому готова, и папа не заставлял его надевать. Но некоторые девочки, смотря на мам, хотят быть похожими на них. Они готовы морально к такой перемене в своей жизни и не чувствуют себя ущербными из-за того, что прикрывают волосы. Они спокойно объясняют одноклассникам и другим ребятам, зачем надели платок. Самое интересное, что дети понимают. Тем не менее бывают конфликты с учителями. Вот что мне рассказала ещё одна знакомая мусульманка из Петрозаводска:
«Я надела платок, когда училась в школе. Всё было нормально, никто ничего не говорил, я училась спокойно. Но когда дело дошло до последнего звонка, учительница сказала, что если я не сниму платок, то на праздник чтобы не приходила. И, конечно, моим одноклассникам это очень не понравилось, они вступились за меня и сказали, что если я не приду, то и они не придут. Конечно, тогда учителю некуда было деваться. Такая вот удивительная история сплочения коллектива, когда все за тебя горой идут. Конечно же, я пришла и на последний звонок, и на выпускной, но на душе был осадок. Я такой же человек, как и все, никому ничего не навязываю, а платок – моё личное решение, моё право и выбор».
«Я надела платок, когда была в 7-8-м классе, мне было 14 лет. Но за несколько месяцев до того, как я всё это обдумала, я поговорила с завучем и сказала, что намереваюсь надеть платок, и спросила, что она об этом думает. Так как она ко мне хорошо относилась, она сказала: «Да, конечно, это твоё право, я понимаю». И она даже поговорила с моим классом, что вот, Лейла столько учится с вами, она относится к другой конфессии, и рассказала, что я хочу надеть платок. И весь класс ровно к этому отнёсся. С этого разговора я надела его спустя месяца два-три. Мой класс к этому отнёсся нормально, но когда пришло время пойти на урок, я помню, это была география, учительница не хотела впускать в класс. Я ей сказала, что завуч разрешила, но она всё равно не хотела впускать. В конце концов впустила. Потом был ещё случай через недели две: мы сидели с девочками в столовой, до сих пор помню, что на мне был розовый платок, я не носила тёмные цвет. И ко мне подошёл социальный педагог и прямо перед всей столовкой, когда собрались и старшие и младшие классы сказала: «Ты мне напоминаешь тех террористок, которые взрывают метро». Для меня ее слова были шоком, я, конечно, сразу в слезы, девочки успокаивали меня.
Этот социальный педагог какое-то время не оставляла меня в покое, вызывала меня к себе и говорила: «Ты же живёшь в России, ты зачем решила выделываться? Езжай к себе на Восток, там и носи». У меня просто град слёз. И рядом с ней в тот момент стояла психолог и поддакивала. Но ведь это всё можно было бы сказать гораздо корректнее! Я об этом рассказала папе. Он сразу поднял шум, и только потом это дошло до директора. Она позвала к себе, попросила прощения за социального педагога. Я знаю, что во время этой неразберихи за меня заступалось несколько моих учителей, я до сих пор им благодарна и уважаю по сей день. Социальный педагог принесла свои извинения, и с тех пор и вплоть до 11 класса всё было нормально».
Я обратилась за комментарием в Духовное управление мусульман Карелии, где мне рассказали, что к ним неоднократно обращались родители детей, которых ущемляли в школе из-за платка. В каких-то случаях конфликт удавалось отрегулировать путем компромисса и выбора цветовой гаммы в одежде школьницы, но бывали и случаи, когда приходилось переводить ребенка в другую школу.
3) В буркини нельзя ходить в общественные бассейны
Буркини – специальный мусульманский купальник. Он выполнен из той же ткани, что и обычный, но представляет собой штаны и тунику. На голове у женщины шапочка из этой же ткани. Тем не менее в таком купальнике посещать общественные бассейны нельзя. Мне кажется, что к ним ещё не привыкли, поэтому такие ограничения.
Лично я не страдаю, что не посещаю бассейны. Летом мне хватает озера, рядом с которым с бассейн и рядом не стоит – красивая природа, пресная, чистая вода, а не хлорированная.
Но мамочкам, которые хотят сходить в бассейн вместе с детьми, я думаю, очень неприятно, когда им отказывают в посещении.
4) Возникают проблемы в университете
Мне, видимо, повезло – проблем в университете с платком не было. Преподаватели относились с уважением, кто-то даже хвалил, благодарил за развитие толерантности. Но от знакомых мусульманок я слышу другие истории:
«Сначала возникли проблемы при поступлении. Просто сказали: ты здесь учиться не будешь. Был случай, когда ко мне прицепился учитель по физкультуре. Он заявил, что в тунике заниматься спортом нельзя, хотел, чтобы я надевала короткие кофты, к платку тоже придирался. В итоге я перешла в спецгруппу по физкультуре».
И подобных историй, с какими трудностями сталкиваются мусульманки, масса. Тогда я задумалась: почему нас боятся? Идёт по улице девушка, да, непохожая на других, но что она собой представляет? Отбросим всё то, что когда-то видели или слышали по телевизору, попробуем заглянуть ей в душу. Она выбрала путь к Богу, а значит, боится согрешить, сделать что-то не так, кого-то обидеть. Ведь ислам именно такой, представители этой религии работают над своими личными качествами и ни в коем случае не должны кому-то причинять вред.
«У нас есть замечательные девушки, профессионалы своего дела, умницы, но они всегда должны делать сложнейший выбор между своей совестью, убеждениями и какими-то чаяниями и мечтами, — говорит руководитель воспитательного отдела при ДУМ РК Марьям Ковалева. — А хотелось бы, чтобы весь свой потенциал и душевные силы они могли тратить на саморазвитие, совершенствование своего профессионализма, тем самым имея больше возможности принести пользу окружающим».