«Раздался хлопок, и они оба упали на спину»: карельский машинист рассказал, как у него на глазах погибли два товарища. Мужчина уже месяц лежит в больнице и от ужаса не может спать

Это ЧП произошло 25 декабря прошлого года на 20-м километре железной дороги между Суоярви и Найстенъярви. От удара высоковольтного электричества там погибли сразу два электромонтера, обслуживающих железную дорогу, — Артур Москаленко и Павел Макаров. При этом у Москаленко, считавшегося опытным работником с 5-м разрядом, в крови нашли такую дозу алкоголя, при которой человек уже может впасть в кому. Однако все очевидцы утверждают, что перед гибелью видели его трезвым. Кто виноват в трагедии, до сих пор разбираются следователи.
Как пишет карельский сайт «Руна», минувший декабрь вообще выдался тяжелым для энергетиков — из-за снегопадов и налипания снега то тут, то там в Карелии происходили обрывы линий электропередачи. Тысячи людей сидели без света. Естественно, из-за непогоды отключения были и на железной дороге. Непростая ситуация сложилась в Суоярвском районе, куда вынужден был приехать даже начальник Петрозаводской дистанции электроснабжения Октябрьской железной дороги Иван Порывкин.
— Со слов машиниста Самсонова — больше там никто не присутствовал, был помощник [машиниста], который на сегодня все отрицает — на 20-м км по команде электромонтера Москаленко произвели остановку. Москаленко и Макаров спустились с мотовоза МПТ-570, покурили и пошли в сторону кустов. Макаров провалился по пояс в снег, а Москаленко помогал ему выбраться, при этом провалился сам, хватаясь за кусты. Я тоже [там] был, мне где-то по пояс там свежего снега, внизу — сантиметров 30-40 вода, болото. Сверху снег, внизу — незамерзшее болото. И откос там (по-железнодорожному — насыпь) вниз уходит, там стоят эти опоры. Далее, со слов машиниста, электромонтер Москаленко, сломав ветку кустарника, коснулся провода линии несколько раз. …Он сломил палку и по проводу несколько раз как будто стукнул или, наоборот, он там зацепился и падал (пока непонятно, и больше не узнаешь ни у кого), и несколько раз касался этого провода. После этого раздался хлопок, и стоявший Москаленко упал на спину. В правой руке находилась ветка, левой рукой он держался за Макарова, который также упал лицом вниз в район живота Москаленко. В 14:55 машинист Самсонов сообщил [о ЧП] диспетчеру Игнатьеву. В 15:10 дежурная по станции Суоярви-2 Чернова вызвала скорую. В это же время дежурная по станции Найстенъярви вызвала скорую на станцию Найстенъярви. В 17:40 фельдшер скорой помощи Типунова констатировала смерть электромонтеров Москаленко и Макарова, — поставил точку начальник дистанции.
Судмедэкспертиза установила, что смерть мужчин наступила от поражения техническим электричеством — оно прошло по правой руке Артура Москаленко в левую, потом в правую руку Павла Макарова и от его головы в живот и спину Москаленко. В крови последнего эксперты нашли алкоголь 3,35 промилле — это тяжелая степень опьянения на грани с комой.
Созданная для расследования ЧП комиссия пришла к выводу, что аварийная ситуация на линии не требовала вмешательства электромонтеров: они должны были ограничиться осмотром линий без выхода на железнодорожные пути, а их рабочим местом согласно технологической карте должна была быть кабина мотовоза. В РЖД уверены, что погибшие нарушили трудовое законодательство — и прежде всего тем, что Москаленко был нетрезв. Говоря об этом, начальник Петрозаводской дистанции Иван Порывкин пообещал, к слову, премировать тех, кто будет сообщать о пьянстве на производстве, чем вызвал общий смех подчиненных.
— Я надеюсь, в любой бригаде найдется неравнодушный человек, который сообщит о том, что сосед пьян, — обязательно поощрю. Минимум тысяч на 20.
В то же время руководство Петрозаводской дистанции не постеснялось посчитать «потери» от гибели электромонтеров (около 3 млн рублей в год на каждый смертельный случай) и средства, потраченные на вызов на место ЧП различного персонала (118 тысяч рублей). Эти слова начальники приберегли к еще одной нотации — о том, что в случае вины со стороны работника его семья вряд ли получит выплаты, положенные при несчастном случае. Во всяком случае, родственникам почти наверняка пройдется пройти через суды.
— Если вы о себе не думаете, вы подумайте о близких. Это первое. Второе — это сколько еще пострадает нас. Уже увольнения пошли в Суоярви — дана команда расторгнуть трудовой договор с машинистами. Машинист [который был с погибшими], я вам скажу, до сих пор лежит в больнице, он больше не может работать: у него пропал сон. Месяц уже прошел, а он не спит вообще: у него на глазах все это произошло. Поэтому всегда нужно думать о последствиях, когда вы пьяные или видите пьяных. О родственниках подумайте, об иждивенцах. Они ничего не получат, если вы были в состоянии алкогольного опьянения. Только на погребение 23 тысячи [выплатят], дальше начнутся суды.