Россиянин получил смешную компенсацию за утечку его данных


Житель Санкт-Петербурга доказал в суде, что его персональные данные и вкусовые предпочтения утекли в Интернет по вине сервиса «Яндекс.Еда». Суд согласился, что это нарушает неприкосновенность его частной жизни, и присудил крошечную компенсацию. О ситуации написала «Фонтанка».
О том, что данные клиентов «Яндекс.Еды» попали в открытый доступ, стало известно в конце февраля 2022 года. 1 марта сервис признал утечку, но систему, через которую произошла утечка, компания закрыла лишь в конце марта.
— Начитавшись новостей о том, что у такой крупной компании, как «Яндекс», произошла утечка персональных данных, я решил проверить, а что, собственно, может узнать абсолютно любой человек обо мне, набрав в поисковой строке номер мобильного телефона или имя с фамилией. Естественно, я обнаружил адреса, куда заказывал себе еду из известных заведений, прочую информацию, — рассказал подавший иск петербуржец Александр Шацкий.
При составлении иска возникла проблема, как обосновать размер компенсации за то, что теперь любой человек из любой точки мира мог узнать всю информацию о человеке. В итоге Шацкий с юристами остановились на 50 тысячах рублей — «сумме, дающей минимальную материальную удовлетворенность».
Александр подал иск в августе 2022 года. На заседания суда приезжали нанятые «Яндексом» юристы крупного московского юридического консалтинга. Видимо, перед ними стояла задача показать тысячам жертв утечек, что дело бесперспективное.
В суде юристы не признали вину сервиса, сказав, что нет доказательств, что данные Александра были распространены именно по вине «Яндекс.Еды».
— Мы с юристами ссылались на то, что «Яндекс» сам признал — утечка произошла из-за недобросовестных действий сотрудников, а не из-за западных хакеров, а также на то, что персональные данные были распространены именно «Яндексом», а не каким-то другим лицом. Кроме того, мы запросили судебные акты по делу, где «Яндекс» наказали административным штрафом, — говорит Шацкий.
В Москве по коллективному иску пользователям сервиса присудили по пять тысяч компенсации. Александру также вместо запрошенных 50 тысяч компенсации суд одобрил только пять тысяч.