Daily News

Сергей Малинкович рассказал о фильме «Турист»

Фильм Турист
Фото: кадр из фильма "Турист"

Эксперт ФАН Сергей Малинкович рассказал о фильме «Турист».

— В советское время были популярны фильмы о трудных и опасных миссиях наших граждан за рубежом. В большинстве случаев советские парни оказывались втянутыми в серьезные разборки случайно, не желая того («Выкуп», «Отель «Медный ангел», «Мировой парень», «ЧП», «Пираты ХХ века»). И лишь иногда посланцы СССР выполняли свои прямые обязанности, как в фильме «Одиночное плавание» или в непревзойденном «ТАСС уполномочен заявить».

Мне всегда казалось странным, что СССР не стремился показать на экране подвиги наших воинов в холодной войне (тогда их называли интернационалистами), в Афганистане, Анголе, Вьетнаме, на Кубе, в Корее или на Ближнем Востоке. Помалкивали, как будто это были какие-то темные дела. Кстати, в ГДР, Болгарии и на Кубе о подобных миссиях в странах третьего мира рассказывали с удовольствием, в том числе и в художественной форме.

Но важнее все-таки то, что СССР реально присутствовал в Африке и что на него там надеялись простые люди, недовольные вечным угнетением и обманом, исходящим от Запада. А потом из Африки мы ушли. По дурости. И лишь в последние несколько лет удается медленно, но верно восстанавливать позиции Российской Федерации на Африканском континенте. Так, оказавшиеся в отчаянном положении власти Центральноафриканской Республики обратились к нашей стране с просьбой помочь им защититься от непрекращающихся вылазок террористов, от перманентного насилия и хаоса, с просьбой помочь установить хоть какую-то стабильность. Об этом и повествует фильм «Турист», премьера которого состоялась накануне на канале НТВ.

Бывший мент Гриша Дмитриев (актер Владимир Петров), не пожелавший участвовать в грязных схемах, «кое-где у нас порой» характерных для славных правоохранительных органов, подается по контракту в ЦАР в составе группы инструкторов, обучающих армию и полицию несчастной страны борьбе с бандитизмом. А бандитизм здесь — это сотни боевиков, оснащенных самым современным стрелковым оружием и не отягощенных интеллектом и гуманистическими идеалами.

Гриша среди контрактников — человек новый. Принимают его поначалу в штыки, но затем отношения с однополчанами у парня налаживаются. А вокруг — стрельба, смерть, кровь, грязь и реалии слаборазвитой страны. Фильм действительно захватывает с первых минут, как об этом уже справедливо написали пилотные зрители.

Великолепная операторская работа, неплохо обозначены характеры, особенности героев. По крайней мере, они не говорят лишнего, не фальшивят, и за их резкими грубыми репликами хорошо угадывается неповторимый и узнаваемый язык войны. Пожелай авторы фильма перенести его на экран в натуральном виде, и мы слышали бы одно сплошное пиканье.

Достойно выглядят и актерские работы Евгения Шевченкова, Евгения Терских и Александра Барановского — они в целом достоверно сыграли опытных чернорабочих гибридных войн, бывалых спецназовцев, исполняющих трудную, не всегда благодарную, но необходимую — в силу ситуации, в которой оказалась Россия, — миссию.

Стоит высоко оценить и работу авторов фильма — Андрея Батова и Владимира Измайлова — с африканскими актерами. Мне трудно судить об опыте и традициях кинематографа ЦАР или Руанды (также принимавшей участие в создании фильма), но думаю, что драматическая история Центральной Африки максимально усложняла развитие киноискусства в стране, да и саму жизнь актеров. К тому же актерские школы советского-российского кино и кино африканского, насколько я знаю, не слишком идентичны.
А легко ли снимать полноценный блокбастер в стране, в которой война еще далеко не окончена и где некоторые наши соотечественники, утратившие осторожность, к сожалению, погибли? Поэтому я однозначно высоко оцениваю и сам факт появления подобного фильма, и итоги трудной напряженной работы его создателей — всей съемочной группы.

Особенно важно, чтобы «Туриста» посмотрела наша молодежь. Зритель убедится и в том, что люди с темным цветом кожи ничем не отличаются от нас, что среди них есть герои и антигерои, что простой народ Африки также страдает от грязных игр политиканов и зачастую приносится в жертву алчными манипуляторами, как это происходит и в нашей стране, и повсюду в мире. Авторы фильма расставляют однозначные, но необходимые флажки толерантности — вместе с нашими ребятами сражается и небольшая группа военных ЦАР, а действующий президент страны смел и мудр, он выгодно отличается от своего политического противника.

Но режиссер не грешит против реальности — значительная часть местных военных явно боится столкновения с бандитами, армейское руководство ЦАР попросту не знает, что ответить на законные претензии российских военных по этому поводу. Ведь если бы власти и армия ЦАР могли бы справиться с террористами сами или с помощью друзей из Руанды, вряд ли они обратились бы за помощью к далекой России. Хороший ход — брезгливый белый господин, стоящий за чернокожими террористами: корни насилия в Африке действительно уходят в западный империализм.

Настоящая находка фильма — молодая патриотка Центральноафриканской Республики в исполнении Флавии-Гертруды Мбайабе. Она смотрится удивительно органично и естественно в своей незамысловатой роли ситуативной однополчанки и, вероятно, будущей подруги Туриста, потому что Мбайабе играет саму себя, играет судьбу многих девушек своего народа, своего субрегиона, живущих многие годы среди постоянной опасности и страха. Так в фильме возникает тема интернационализма — весьма важная и перспективная, правда, не знаю, хотели ли сами авторы зайти так далеко.

И все же фильм не лишен недостатков, и об этом стоит, на мой взгляд, подумать как авторам «Туриста», так и тем, кто намерен снимать аналогичные фильмы об этой и других наших миссиях в Африке, на Ближнем Востоке, в Азии, в Латинской Америке. Миссиях, действительно очень нужных как попавшим в трудную ситуацию народам мира, так и самой России, если она хочет вновь чувствовать себя державой. Хотя это вполне допустимо, если мы видим целью фильма сугубо патриотическое воспитание молодежи, но все же деление жителей несчастной страны на миролюбивых сторонников действующего и злобных приспешников прежнего глав государства выглядит некоторым упрощением.

В ЦАР имеет место глубокий политический конфликт. И хотя Россия помогает законной власти — действительно правой стороне, важно показать трагедию обманутых людей, беду страны и континента, которые, хотя и обрели давно формальную независимость, так и не сумели пока во многом реализоваться как полноценные государства, как территории, где люди могут жить и спокойно работать.

А президент ЦАР, которому создатели фильма уделяют немало экранного времени? Что мы знаем о нем, о его программе, предыстории, политическом пути, о его сомнениях и непростой политической игре, которую он явно вынужден вести, оказавшись под сильным давлением Франции, бывшей метрополии, из-за своих контактов с русскими?

А наши ребята? О чем они думают и говорят в редкие часы перемирия? Каковы их взгляды на жизнь, на внешнюю и внутреннюю политику, на историю Отечества? Все ли их устраивает в нашей стране и как они оценивают власть и общество, которое они должны защищать? Надеюсь, все это будет раскрыто в будущих сериях или похожих на «Турист» кинопроектах. Ведь главная задача подобных фильмов состоит в том, чтобы массовый российский зритель понял, что и почему мы делаем в Центральноафриканской Республике.
Фильм хорошо показывает обстановку, быт, условия, верно обозначает характеры и типичные взаимоотношения в отряде, но пока не дает ответов на все вопросы. А ведь наши ребята защищают в ЦАР не только право народа этой богом забытой африканской страны на нормальную жизнь в кои-то веки, а и показывают нашим врагам на Западе, что Россия способна и помогать своим друзьям, влиять на процессы на далеких континентах и противостоять опасным и опытным геополитическим противникам.

Фильм все-же вновь заставил задуматься — что мы делаем в Африке и как нам развивать и упрочить свое присутствие на этом континенте. Советский социалистический проект в Африке не назовешь слишком уж удачным, однако надо признать, что практически везде те политические силы, которым в 60-80-е годы СССР, не считаясь ни с чем, пришел на помощь, остаются у власти и поныне. Это произошло потому, что мы выбрали себе в друзья людей грамотных, ответственных, искренне желающих своим народам добра.

Африканские партнеры СССР сожалели, когда по воле Михаила Горбачева и Бориса Ельцина мы покидали континент, бездарно разбазаривая и морально-политический капитал и важнейшие военно-экономические позиции. Но относительный успех СССР в Африке объяснялся наряду с хорошей подготовкой наших военных и гражданских специалистов и тем, что в ХХ веке мы смогли предложить народам третьего мира социально-экономическую и культурную модель, отличную от того, что навязывал им Запад. Эта модель не могла быть скопирована здесь полностью — была несовершенной, порой умозрительной. Она не была принята Африкой полностью и без возражений, но вызывала у нее горячий интерес и большую симпатию. И если мы хотим в Африке успеха, мы также должны подумать о модели, о ценностях, которые хотим и можем предложить африканским друзьям.

Но это уже, как говорится, размышления после кинопросмотра. Сам же «Турист», безусловно, очень нужный фильм, вышедший в нужное время. Остается только поблагодарить его создателей и пожелать нашим ребятам, защищающим и простой народ Центральноафриканской Республики, и внешнеполитические интересы России, мужества, здоровья и хорошего настроения. Мы ими гордимся и всегда о них помним!

Яркая Карелия в нашем Instagram