«Вежливый он, начитанный». Тюремщики показали, в каких условиях содержится «петрозаводский маньяк»
Карельский журналист провел день в следственном изоляторе Петрозаводска и побывал в камерах, где содержатся известные заключенные.
О том, как выглядит петрозаводский СИЗО изнутри, рассказал главный редактор портала «Карелия. News» Евгений Белянчиков.
— Сейчас в 36 камерах находятся 115 человек. Это люди, находящиеся под следствием, ожидающие решения суда или обжаловавшие уже вынесенный приговор. Примерно 60% из них попали сюда за распространение наркотиков. Но есть и люди с громкими преступными именами. Например, сейчас в СИЗО находится лидер известной в конце 90-х преступной группировки Сергей Кузнецов («Кузя»). На счету «кузинских» — похищения людей и убийства. Приговор банде вынесли еще в 2007-м, но сам Кузнецов скрывался до 2014 года, пока не был задержан в Санкт-Петербурге. Он стал первым преступником в России, за информацию о котором государство выплатило миллион рублей. В 2015-м Кузнецова приговорили к 9 годам строгого режима. Но он обжаловал приговор по одному из эпизодов, и поэтому оказался в СИЗО Петрозаводска. Сейчас Кузнецов — единственный обитатель карцера.
Сюда попадают за любое нарушение режима. Например, угодить в карцер можно за нецензурное слово, за грубость с сотрудниками УФСИН, за нарушение порядка — в общем, за все, что посчитает нарушением старший по смене. Карцер меньше камеры — как вагонное купе. Железная койка, унитаз, столик для приема пищи, — пишет издание.
«Петрозаводский маньяк» Антон Ипатов тоже содержится в СИЗО. Он обжаловал пожизненное заключение и ждет решения. Ипатова содержат в одиночной камере с усиленной охраной. Гулять выводят в сопровождении пяти охранников и собаки.
Он начитанный человек, это видно, — говорит об Ипатове сотрудник СИЗО. — Сейчас взял в библиотеке Валентина Пикуля почитать. Родители ему выписали журнал спортивный. Вежливый он. Видно, что из хорошей семьи, — я общаюсь с местным замполитом Владиславом. — Не знаю, что там у него в голове произошло, почему пошел на все это.
Если приговор останется в силе, Ипатов, вероятнее всего, попадет в так называемый «Вологодский пятак» — колонию, где сидят приговоренные к пожизненному заключению. Встречи с родственниками будут запрещены. Останутся только переговоры и книги.
В одной из камер ждет решения суда известный историк Юрий Дмитриев. Дмитриев делит камеру с тремя заключенными.
Все камеры осужденных мужчин похожи друг на друга: железная мебель — кровати, часто двухъярусные, столы. На кроватях нормальные матрасы с постельным бельем. Во многих есть даже телевизоры. Правда, всю неделю показывают только два канала — Первый и «Россия». Причем выбора нет — сегодня Первый, завтра «Россия». В выходные включают ТНТ или СТС.
С питанием заключенных сейчас проблем нет, говорят сотрудники изолятора. Раз в неделю его качество контролирует прокуратура и другие проверяющие органы. Специально для журналиста подсчитали, сколько килокалорий приходится в день на каждого заключенного. Оказалось, 3000.
Если бы такой контроль и такое питание были бы на гражданке, в больницах, например, думаю, все были бы довольны, — признает один из сотрудников.