Daily News

«Тинькофф» списал с клиентов миллионы рублей: банк обвинил их в «обогащении» на обмене валют

Фото: Владислав Шатило / РБК

Клиенты Тинькофф Банка столкнулись со списанием крупных сумм со счетов. Это коснулось тех, кто в конце февраля выгодно обменял рубли на доллары с помощью «промежуточной» конвертации в британский фунт. После этого их карты заблокировали, а затем списали деньги. В некоторых случаях минус на счетах составляет от одного миллиона до 29 миллионов рублей. Об этом пишет Forbes, в распоряжении которого есть скриншоты из личных кабинетов.

Ранее банк предложил клиентам конвертировать рубли в фунты, а фунты в доллары. Таким образом можно было купить доллары примерно по 88 рублей, хотя при прямой конвертации через приложение $1 cтоил около 150 рублей. Теперь счета блокируют и дают на погашение задолженности 25 дней.

Как рассказал один из клиентов, чей счет заблокировали 12 марта, это произошло, так как ему на карту поступили средства от человека, совершившего выгодную конвертацию. Такое объяснение дал сотрудник службы безопасности банка. Еще один клиент, конвертировавший валюту, говорит, что его счет заблокировали после перевода денег другу. В Тинькофф Банке сообщили, что «ситуация затронула несколько десятков трейдеров», которым ограничили дистанционное банковское обслуживание.

В письме банка, которое разослали клиентам, указано, что они «воспользовались уязвимостью в работе алгоритма расчета кросс-курсов валют» и «совершали многократные переводы между валютными счетами для личного неправомерного обогащения».

— В условиях высокой волатильности на финансовых рынках такие действия клиентов могут считаться дестабилизирующими финансовую систему страны и курс национальной валюты, указывает банк. «Тинькофф» также готов защищать свои интересы в судебном порядке, отмечается в письме. На скриншотах многомиллионных списаний в приложении Тинькофф Банка, с которыми ознакомился Forbes, видно, что банк проводил списания в виде «комиссий за операцию», по причине «неосновательного обогащения», — пишет Forbes.

Клиентам также начали звонить из службы безопасности банка. Представитель кредитной организации уведомляет о проверке, которая показала, что на счета человека поступали средства, полученные в результате «неправомерных операций с валютой», совершенных с февраля по март. Банк также говорит о намерении обращаться в правоохранительные органы, следует из аудиозаписей, имеющихся у журналистов.

По словам еще одного клиента, списана сумма соответствует полученной прибыли на операциях с валютой. У тех, кто держал на счетах доллары, списали только их. Остальные получили списание с рублевых счетов в пересчете «по самому невыгодному курсу», говорит собеседник издания. Поскольку приложение «Тинькофф» больше не дает заказать выписку, непонятно, как именно банк посчитал размер «неосновательного обогащения».

Столкнувшиеся с такими проблемами россияне создали группу в Telegram — сейчас в ней 180 человек. Некоторые из них написали жалобы в Банк России. В свою очередь представитель Тинькофф Банка отметил, что материалы клиентам, получившим необоснованный доход в период высокой волатильности на финансовом рынке, переданы в компетентные органы.

Действия банка в этой ситуации можно назвать незаконными и необоснованными, считает адвокат и управляющий партнер юридической компании AVG Legal Алексей Гавришев. Он убежден, что банк злоупотребляет своим правом по отношению к клиентам, а негативные последствия для банка наступили по вине самой кредитной организации и сбоя программы. По мнению юриста, клиенты банка имеют все шансы выиграть дело в суде и заодно потребовать от «Тинькофф» компенсации морального ущерба.

Срочные новости в нашем Telegram