Daily News

«Тут таких, как она, много». Суд Медвежьегорска лишил мать двоих детей единственного жилья

Жительница поселка Сосновка Повенецкого района вступила в настоящую войну с судом Медвежьегорска после того, как ее законное право на предоставление жилья взамен аварийного проигнорировали. Об этой истории рассказал сайт Karelia.news.

Несколько лет назад у матери двоих детей Татьяны Сурковой умер супруг: семья тогда жила в поселке Сосновка Повенецкого района. Жили в половине двухквартирного дома: одна часть дома муниципальная (в ней и ютилась семья), другая — частная, соседей. Пока отец семейства был жив, как-то справлялись: дом 1948 года постройки дышал на ладан, но муж регулярно делал ремонт, и жить с трудом, но можно было. После смерти супруга печка, которая едва работала, «загнулась» совсем: зимой в доме стало невозможно жить. Кроме того, на работе — Татьяна трудилась на местной ферме дояркой — перестали платить зарплату. Помогали подруги, давали кое-какие деньги. Но долго так продолжаться не могло, и Татьяна, взяв детей в охапку, поехала в Петрозаводск.

В столице Карелии она сняла маленькое жилье, устроилась в сетевой магазин на работу. С Сосновкой связь не теряла: попросила соседку приглядывать за домом. Так и жила в Петрозаводске, пока сын и дочь не выросли. За это время в их доме в Сосновке пару раз жили семьи: сначала Татьяна пустила в нее родственницу, которой негде было жить. Но в столь суровых условиях девушка жить не смогла — съехала. Потом в квартире поселились друзья сына, которым в поселке также негде было жить. Сыграв свадьбу, пара предложила Татьяне помочь ей с ремонтом дома (попробовать заменить печку, залатать дыры в стенах и крыше) взамен на возможность временно там пожить. Татьяна согласилась, но ремонт дома был бесполезен: плесень, лед на стенах, даже обновленная печка не спасла от зимних холодов и ветра. Родился ребенок, и ребята, как только нашли жилье получше, поспешили покинуть Татьянину развалюху. Квартира снова опустела.

Татьяна жить в Петрозаводске в съемной квартире больше смысла не видела: все-таки снимать жилье недешево. Захотела вернуться в Медвежьегорск — вот только местные власти ей отъезд из родных мест, можно сказать, не простили. Ведь квартиру Татьяны непригодной для проживания в ноябре 2017 года признать все-таки удалось. Только таких же, как Татьяна, по словам администрации, в районе много. А она «решила свой жилищный вопрос» и уехала в Петрозаводск. Поэтому как бы и не имеет права на получение нового жилья по договору соцнайма. Но, вообще-то, имеет. И Татьяна об этом знает. Знала об этом и юрист Елена Пальцева, представлявшая Татьяну на суде.

Пленум Верховного суда еще в 2009 году рекомендовал судам учитывать обстоятельства, при которых человек выехал из такого жилья, — заявила специалист на заседании. — Мы полагаем, что истица покинула помещение вынужденно в конце 2011 года — начале 2012 года, потому что, несмотря на тот факт, что квартира была признана непригодной для проживания лишь в 2017 году, признаки износа были очевидны уже тогда – дом 1948 года, он сгнил, печка сломалась. Зимой невозможно было жить. Второе основание – необходимость зарабатывать деньги. В Сосновке не было работы. Варианты работы и съемное жилье были найдены в Петрозаводске. Это был вынужденный выезд. Тем более администрация отказалась 2018 году провести обследование квартиры в Сосновке на предмет его аварийности (признание дома аварийным давало Татьяне право участвовать в региональной программе расселения аварийного фонда и получить новое жилье — прим. авт.). Позднее прокуратура вынесла предписание о незаконности этих действий, но администрация так и не сделала ничего, чтобы признать дом аварийным, ответив прокуратуре, что в бюджете на это нет денег. Все эти годы истица продолжала защищать свои права на данное жилье, не отказываясь от него. Задолженность по квартплате при этом отсутствовала.

Глава поселения Александра Конжезерова доводы закона не слушала:

Есть определенная социальная справедливость, в связи с тем, что сегодня порядка 19 многоквартирных домов в Сосновке признано аварийными, — заявила на суде чиновница. – Есть неформальный порядок среди людей, жилые помещения которых также признаны непригодными для проживания. Об этом Татьяне было объяснено. Но, тем не менее, с ее стороны появилось исковое заявление о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма.

Удивительно, но 11 декабря суд Медвежьегорска в лице судьи Марины Свинкиной лишил Татьяну Суркову и двух ее детей права на единственное жилье. Суд полностью принял позицию главы поселения Александры Конжезеровой. По мнению представителей правосудия, женщина все эти годы должна была жить в непротапливаемом доме со льдом под обоями и плесенью на дырявых стенах.

Из пояснений Сурковой Т.В., Суркова В.Г. и Сурковой Н.Г. следует, что их волеизъявление направлено не на вселение в ранее занимаемое жилое помещение, проживание в нем, а получение по договору социального найма иного благоустроенного жилого помещения, — цитируем судебное решение. — При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование администрации Повенецкого городского поселения о признании Сурковой Т.В., Суркова В.Г. и Сурковой Н.Г. утратившими право пользования спорным жилым помещением обосновано и подлежит удовлетворению.

Елена Пальцева в своей судебной практике многое видела, но это решение ее просто поразило:

Эмоционально достаточно трудно комментировать это судебное решение. В моей практике достаточно часто встречаются дела, когда один родственник пытается выселить другого из муниципальной квартиры по той причине, что тот какое-то время в ней не проживает. И вот в этих случаях, когда спор возникает между гражданами, суды практически всегда сохраняют право проживания со ссылкой на статью 40 Конституции РФ, которая гарантирует, что каждый имеет право на жилище. В этой истории стороной по делу выступил муниципальный орган власти и речь шла о расходах бюджетных средств (ведь если иск Татьяны удовлетворять, то нужно изыскивать деньги на новое жилье). А их нет. Вот и включилась судебная машина, которая таким образом защитила бюджет. Ведь нет права у семьи на разваливающееся жилье – нет и обязательств государства перед этой семьей. Чудовищная логика.

Татьяна уже направила апелляционную жалобу в Верховный суд Карелии. В марте состоится ее рассмотрение.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram