«У нас нет ничего». Двое россиян попали в рабство за границей: они не могут вернуться на родину


21-летний житель Иркутска Сергей Кузьмин и 20-летняя студентка из Москвы Екатерина Неясова, находясь в Дубае, нашли заманчивое предложение от китайского работодателя: быть просто моделями славянской внешности, вести переговоры с европейцами и американцами. Ребятам пообещали хорошую зарплату — от двух тысяч долларов.
— Еще уточнили, что работать мы будем в качестве так называемых моделей — созваниваться с людьми из Европы. Мол, компании нужны люди с европейской внешностью, так как европейцы не доверяют китайцам. Этим и объяснялась наша высокая зарплата. Сама компания находится в Мьянме, и билеты туда нам оплатит работодатель. Через несколько дней после собеседования мы вылетели в Мьянму, — рассказывает Сергей.
Для начала работодатели предложили им записать видеовизитку на английском языке, потом пройти видеособеседование. Уже через несколько дней ребята вылетели в Мьянму.

В аэропорту Янгона, столицы Мьянмы, их встретил сотрудник с табличкой, на которой были написаны имена Сергея и Екатерины. Ребят отвезли в отель, сказав, что вскоре пригласят в офис компании. Однако шли дни, а приглашение всё не поступало.
— В отеле мы прожили где-то неделю. Каждый день нас заверяли, что скоро заберут, что компания просто подготавливает для нас рабочий кабинет. Но потом сказали, что офис компании находится не в Янгоне, а в городе Мандалай (второй по величине город в Мьянме). Фирма снова оплатила нам перелет. Там нас снова встретили и отвезли в отель. Через четыре-пять часов за нами приехали. Обещали, что доедем до офиса минут за 40, но провели в пути мы гораздо больше. При этом по пути менялись машины и водители, — продолжает Сергей.
Дорога оказалась подозрительной: в некоторых местах водитель просил пассажиров пригнуться, чтобы их было не видно с улицы. Объяснял это тем, что военные на блокпостах не очень любят иностранцев. На 11-й или 12-й час дороги ребята посмотрели в карты и выяснили, что их везут в закрытый для иностранцев город Лауккай.
— Мы позвонили друзьям, пообщались с ними и пришли в ужас — ведь нас везут туда, где процветает торговля людьми, фактически есть рабство. Тогда мы срочно отправили электронные письма в наше посольство, в МИД, обратились к журналистам. Когда мы приехали в город, нас вместо офиса компании снова отвезли в отель, — объясняет Сергей.
«Менеджеры» сказали, что ребята будут работать теперь в другой фирме. На новом месте работы им заявили, что заплатили за них предыдущим нанимателям 30 тысяч долларов, и эти деньги придется отработать. Их предупредили, что это займет примерно 15 месяцев, а если они захотят уехать раньше, то остаток придется компенсировать. Так Екатерина и Сергей поняли, что попали в самое настоящее рабство.
Суть работы, для которой привезли молодых людей, заключалась в том, чтобы знакомиться в интернете с иностранцами, преимущественно американцами, и предлагать инвестировать в криптовалюту. У «работодателей» были уже готовые списки потенциальных жертв мошенничества. Катя и Сергей должны были сначала просто сидеть в кабинете и смотреть, как общаются другие операторы, и учиться.
Ужас безвыходной ситуации заключался еще и в том, что вокруг здания офиса постоянно раздавались взрывы: в Лауккае постоянно происходят военные столкновения, и город н контролируется властями страны. Сотрудники потребовали срочно эвакуировать их.
— Тогда руководство компании отвезло нас в отель. Также были отпущены еще несколько моделей. Сейчас мы просто брошены. Руководство компании заявило, что мы можем писать или жаловаться куда хотим, но везде военные действия, дороги перекрыты. Мы находимся сейчас на закрытой для иностранцев территории, у нас нет денег, нет ничего. Посольство никак не может помочь, даже депортировать нас нельзя. Мало того чтобы выехать из Мьянмы, нам нужно еще и заплатить. А денег нет, — заключает Сергей.
Юрист Юрий Воскобойник, который пытается помочь Кате и Сергею, рассказывает, что схема подобного найма довольно распространенная.
— В данный момент молодые люди находятся в городе Лауккаинге (другое название города Лауккай — прим. ред.). Из-за разгоревшегося военного конфликта (в Мьянме идет гражданская война — прим. ред.) компания, которая держала их, распустила многих сотрудников. Сейчас они на свободе, проживают в местном отеле, — поясняет юрист.
По словам юриста, выехать из города самостоятельно действительно не получится: на выезде стоят КПП, через которые иностранцы не могут самостоятельно покинуть город.
— Я обратился к правозащитникам. Они оперативно консультируют, как правильно поступать стратегически. Также я обратился в консульство РФ в Мьянме, чтобы они контактировали с местными госорганами и заставляли их работать и помогли вытащить ребят как можно быстрее. Было обращение в Фонд защиты соотечественников, они также помогают и контактируют с посольством. Написано заявление в Консульский отдел МИД РФ, обращение к Уполномоченному по правам человека РФ. Продолжаю изучать международные документы, чтобы понять, как устроена эта система, чтобы придумать дополнительные способы помощи, — пояснил юрист.