Daily News

Ученые предлагают изменить режим занятий в карельских школах, чтобы дети могли высыпаться

Ученые Института биологии КарНЦ РАН провели исследование проблем сна младших школьников и пришли к выводу, что режим для учеников начальных классов в республике стоит изменить. По их оценке, успеваемость учеников, а также их общее самочувствие напрямую зависят от продолжительности и качества сна, передают «Вести Карелии».

Дети апатичны, агрессивны и зачастую получают плохие оценки, но причину этого ученые видят не в них самих, а в режиме, в котором они вынуждены существовать. Ученые предлагают сдвинуть начало учебного дня в карельских классах на 30 минут во второй четверти учебного года — период, когда учащиеся испытывают явный дефицит солнечного света.

Если ребенок хуже запоминает или получает плохие отметки, это не потому, что он ленится. Одной из причин может быть недостаток сна. Он днем пытается проснуться и не получается. Это избыточная сонливость. У взрослых это приводит к гораздо более трагическим последствиям, начиная с попадания в ДТП водителя или пешехода и заканчивая авариями на производстве и травмами с разным исходом, — утверждает старший научный сотрудник Института биологии Сергей Коломейчук.

Учение проводили свое исследование в течение года. Под наблюдение попали карельские школьники от 7 до 12 лет. Ученые провели анкетирование более тысячи учеников, задав им вопросы о качестве сна. Специалистов интересовали периоды отхода ко сну детей, время их пробуждения и показатели общего состояния школьников в течение дня. Также ученые провели генетический анализ слюны и биохимический анализ крови учеников, сравнив показатели с субъективными данными детских анкет. Результаты анализов показали, что в организмах детей найдены изменения, которые происходят в результате недостатка сна в течение недели и переизбытка сна в выходные. Вредно и то и другое. Желание «отоспаться на выходных» негативно влияет на иммунитет, увеличивают риск-сердечно-сосудистых заболеваний и в целом угнетающе действует на психику, приводя, в частности,  к головным болям и другим проблемам.

Недостаток сна снижает сопротивляемость к заболеваниям. Кроме того, дефицит сна снижает восприятие информации не только в школе, а в стимулах окружающей среды. То есть ребенок, может быть, не увидит приближающуюся машину, может не почувствовать опасности; плохо усваивает ту или иную информацию. Другими словами, это ухудшение памяти, плохая усидчивость и так далее. Ребенок может быть более агрессивен, раздражителен.  Это приводит к психоэмоциональным изменениям состояния. Недостаток сна вызывает гормональную перестройку и  как следствие приводит к повышению уровню глюкозы в крови, что впоследствии может стать причиной сахарного диабета, а также ожирения и болезней сердца. Кроме того, дефицит сна связан с употреблением большего количества углеводов и жирной пищи, — рассказал Коломейчук.

Кроме того, дети, растущие в городах Карелии, практически не гуляют и страдают от других негативных факторов: уличного освещения и постоянного использования гаджетов перед сном. Низкая физическая активность абсолютно точно влияет на качество сна:

Мы выяснили что, некоторые дети вообще не выходят гулять. Это, скажем, нонсенс для детей нашего поколения 80-х. На самом деле это действительно было большим откровением. Очень много таких детей, примерно до трети от опрошенных в Петрозаводске. Это тревожный момент, — говорит представитель Института биологии КарНЦ РАН Сергей Коломейчук.

По оценке ученых, успеваемость школьников должна существенно повыситься, если региональный Минобраз согласится передвинуть время начала учебных занятий.

Рекомендации такие. Во-первых, сдвинуть время начала занятий во второй четверти для Карелии на полчаса хотя бы позже. С 8:30, 8:45 на 9:00, 9:15. Связано это с тем, что продолжительность светового дня уменьшается, мы знаем с вами. А за Полярным кругом — это полярная ночь. Это даст возможность детям высыпаться, то есть продолжительность сна должна вырасти, — предлагает автор исследования Сергей Коломейчук.

Срочные новости в нашем Telegram