В Беслане дважды избили журналисток, которые снимали акцию протеста матерей против Путина
Днем 3 сентября в школе № 1 Беслана было совершено нападение на корреспондентов «Новой газеты» и портала «Такие дела» Елену Костюченко и Диану Хачатрян.
Матерей из организации «Голос Беслана», которые собрались в спортзале на панихиду по погибшим заложникам, окружило большое количество людей в штатском. Многие из них — молодые осетины в майках с надписью «Антитеррор», которые дежурили возле школы все эти дни. Элла Кесаева, мать Зарины Кесаевой, которая была в заложниках в школе 12 лет назад, снимала людей в штатском на камеру. Они выхватили камеру из ее рук и порвали на Элле платье.
В этот момент Костюченко достала свой телефон и стала снимать происходящее. У журналистки также выхватили телефон и тетрадь с записями, заломили ей руки и волоком протащили через весь спортзал и двор школы. Там людей в штатском остановили полицейские. Они сказали Костюченко, что знают тех, кто на нее напал, и вернут ей телефон.
Елена находилась рядом с полицейскими, когда к ней подошел молодой человек в майке «Антитеррор» и облил ее зеленкой. Полицейские не попытались его задержать.
Корреспондент портала «Такие дела» Диана Хачатрян начала снимать Костюченко и следы зеленки на ее одежде и лице. В этот момент другой неизвестный мужчина ударил Диану по спине, отобрал телефон и не спеша ушел. Но вскоре он вернулся, дал двум другим мужчинам команду «схватить», а потом сказал, что «не хочет брать грех на душу». После этого Диану отпустили. Полицейские вновь не предприняли попытку задержать нападавших.
Также после нападения к Костюченко и женщинам из «Голоса Беслана» подошла руководитель комитета «Матери Беслана» Сусанна Дудиева и сказала: «Вы (обращаясь к матерям из «Голоса» — прим. ред.) можете вернуться в спортзал первой школы. А ты (обращаясь к Костюченко — прим. ред.) сиди здесь. Вечно, когда сюда приезжает «Новая газета», что-то случается. Я не хочу вас тут больше видеть. Телефон тебе отдадут после исследования». Правда, позже Дудиева сама проводила Костюченко и Хачатрян в спортзал.
Второе нападение на журналисток «Новой газеты» и портала «Такие дела» было совершено в середине дня.
Рассказывает Диана Хачатрян («Такие дела»): «Мы вдвоем с Леной (Костюченко. — Ред.) шли на кладбище. К нам подошел мужчина в гражданском, в шляпе. Как нам сказали позже — это смотритель кладбища, его ребенок погиб во время теракта. Он велел «убираться отсюда». Взял нас за шкирку, поволок по земле, потом остановился, начал бить Лену, ударил ее по лицу. Он решил, что это мы во всем виноваты, организовали акцию 1 сентября . Метрах в семи стояли полицейские. Они ничего не предпринимали».
По словам Костюченко, несколько ударов мужчина нанес и Диане. Только после этого сотрудники полиции вмешались и отвели его в сторону. А сотрудник в штатском вызвал такси, которое доставило журналисток в полицейский участок. Там у них нехотя взяли объяснения и под этим предлогом продержали до вечера, уверяя, что это единственное безопасное для них место в Беслане.
Ситуация изменилась только вечером 3 сентября после вмешательства руководства федерального МВД. Украденные телефоны доставили прямо в аэропорт. На обоих аппаратах удалена вся информация вплоть до программного обеспечения. Полицейские сказали, что «нашли их у рельсов».
В отношении Елены Костюченко были совершены действия, которые редакция «Новой газеты» рассматривает как преступные. «Речь в том числе идет о воспрепятствовании законной деятельности журналиста. Сразу после возвращения Костюченко в Москву мы сделаем все необходимое для того, чтобы действия как нападавших, так и осетинских полицейских получили исчерпывающую юридическую оценку».
Напомним, что 1 сентября Костюченко и Хачатрян уже были задержаны полицией. Они снимали акцию протеста женщин из «Голоса Беслана». Во время панихиды матери сняли пиджаки, рубашки и остались в майках с обвинением в адрес президента Владимира Путина. Женщин грубо задержали. Костюченко и Хачатрян позже были отпущены, а матерей из «Голоса Беслана» суд приговорил к штрафам и общественным работам.