В Олонце сданная в эксплуатацию новостройка для переселенцев оказалась не подключена к канализации
Мы уже писали о том, в какие дома переселяют в Олонце людей из аварийного жилья. На самом деле это не теплые красивые новенькие квартиры, а скрипящие, разваливающиеся, холодные, покрытые плесенью бараки. Сейчас история получила продолжение. Жители новостройки воспользовались наконец советом главы городского поселения, не раз убеждавшего их ехать за помощью в Петрозаводск, и стали действовать: «подняли бучу» (этот упрек в адрес людей также не раз звучал на встрече) – позвонили федеральному инспектору по РК аппарата полномочного представителя президента РФ в СЗФО И.А. Сивину и рассказали о своих бедах.
По словам обратившихся, Иван Александрович ко всем их претензиям отнесся с большим вниманием (огромное спасибо ему за это!), и реакция последовала незамедлительная. На следующий же день в Олонец прибыл директор ООО «Дальпитерстрой» В.И. Ковач, чтобы лично увидеть то, на что жалуются люди. (До этого сотрудники компании не раз давали олончанам обещания приехать то на выходных, то завтра, то через два дня. Появись строители вовремя, может, и не пришлось бы никуда звонить). На встречу, состоявшуюся 20 октября, жители дома пригласили и меня.
Обсуждали многие вопросы. Новоселы и представитель управляющей компании А.В. Ульянов показывали проблемные места в квартирах, подъездах и на чердаке. Замечу, что правильный тон общения был найден не сразу, но со временем притирка мнений, как выразился Виталий Иванович, всё же завершилась успешно. Уже к концу встречи подъехали также глава города Ю.И. Минин и специалист горадминистрации К.К. Пионтек. Согласитесь, решение любых проблем в присутствии всех заинтересованных сторон становится более эффективным.
Вот что пояснил олончанам В.И. Ковач: «Я не отказываюсь решать проблемы, я никуда не убегаю. Но есть рабочие нюансы: мы объект передали, и все было реально рабочим. Система отопления была опрессована, ее нужно еще раз прокачать, продавить… Это все поправляемо, и нет критических моментов, чтобы отказываться от квартир… Есть рабочие моменты, которые мы пообсуждаем… мы порешаем, и я постараюсь замечания устранить. А если уж забита внутренняя канализация, то, к сожалению, я тоже не могу встать с ёршиком и ее прочистить, это буду все-таки просить сделать управляющую компанию». К слову, в этот же день стало известно, что никакого предполагаемого директором СК засора и не было, строители просто «забыли» (!) подключить здание к магистральной канализации. Значит повод отказываться от квартир у людей всё-таки был? Замечу, что к выходным соответствующие трубы строители на объект доставили, и в воскресенье данная проблема была решена силами управляющей компании.
Далее разговор продолжил наш градоначальник: «Когда возникли серьезные проблемы с канализацией, то это, бесспорно, не обсуждается: решать эту проблему будем мы. То же касается и отсутствия света в квартире. Но когда, извините, открутился саморез… или подтекает унитаз из-за фурнитуры, то поверьте, это нужно решить самим…» Одна из новоселов продолжала громко настаивать на своем: «Я переезжаю, извините, в абсолютно новый дом!..» Возможно, женщина в своих требованиях и неправа: что-то действительно можно сделать самостоятельно, но и ответ Юрия Ивановича меня, например, ввел в ступор: «Вы переезжаете, извиняюсь, из сортира уличного…» Да уж, не комильфо как-то ни для мужчины, ни тем более для руководителя.
Далее Ю.И. Минин справедливо заметил: «По поводу сырости и влажности в доме надо понимать, что дом строился и достраивался, когда шли дожди, но для того чтобы в нём было комфортно находиться, нужно, чтобы он был теплый, и, естественно, должно быть постоянное проветривание: только так можно избавиться от всего этого. Внутри нужно находиться не постоянно, но как минимум каждый день. Из ваших домов, из которых вы переселяетесь, никто не собирается завтра вас выгонять. Ни в коем случае, поверьте мне!.. Все проблемы, которые возникли по вине застройщика, будут устранены, а все мелкие проблемы, которые возникают при технической эксплуатации, однозначно поможет решить обслуживающая организация».
Что же касается введения в эксплуатацию теплосчетчиков, во всех новостройках, то В.И. Ковач сообщил: «Нужно установить лишь маленькие датчики, которые мы никак не могли приобрести по причине остановки работы завода на 4 месяца. Со дня на день ждем эти элементы, а их монтаж и установка займут всего 20-25 минут на каждый прибор». В ходе встречи выяснилось, что необходимые датчики уже появились, но установить их, как выяснилось позже, пообещали только во вторник.
Еще один из обсуждавшихся вопросов касался платы за самую дорогостоящую для благоустроенного жилья услугу – отопление. Городской глава здесь пояснил: «Администрация ни в коем случае заключать такой кабальный договор, какой предлагает ООО «Петербургтеплоэнерго», не будет: для жителей тариф составляет 3300 за 1 Гкал, а для юрлиц экономически обоснованный тариф – 4500 рублей. Напрямую заключать с потребителями они сами не хотят. На сегодняшний день волевое решение правительства Республики Карелия есть, они заставили «Петербургтеплоэнерго» дать тепло. Я так понимаю, в рамках социальной нагрузки. В конце концов, сколько можно доить муниципальный и республиканский бюджеты?!» Браво, Юрий Иванович! Кто-то этим возмущается только про себя, Вы же выражаете свою точку зрения вслух. Кстати, В.И. Ковач озвучил прелюбопытнейший факт: оказывается, застройщик предлагал «Петербургтеплоэнерго» подключить дома-новостройки к теплу за свой счет – на 72 часа и даже на целый месяц, но ресурсоснабжающая организация и на это не согласилась. Вот вам и забота! А ведь произойди это с началом отопительного сезона, никакой сырости и плесени, возможно, и не было бы.
Олончане поинтересовались также, придется ли им платить за поставляемое сейчас тепло, ведь жить в доме пока невозможно. Ответ Ю.И. Минин дал такой: «Вы поймите, с отсутствием договора вас никоим образом потом не смогут заставить заплатить». (Я же замечу, что новоселы и сами теперь должны быть внимательными и ни в коем случае никакие договоры не подписывать задним числом.) Чтобы успокоить своих земляков, Юрий Иванович дал понять: «Пока в домах всё не наладится, не будет нормально функционировать, то никаких финансовых дополнительных нагрузок на жителей не будет. Эту позицию мы отстаиваем и будем отстаивать».
На фоне таких глобальных проблем, как неработающая канализация, неопределенность с «тепловым» будущим дома и отсутствие электричества в нескольких квартирах, вопрос о подключении телевизионных антенн, казалось бы, выглядит не столь значимым. Однако и не обратить на него внимания люди тоже не могли. Дело в том, что соответствующее оборудование на всех этажах установлено, но не хватает «самой малости» – электрических розеток для подключения блоков питания (про них строители, видимо, тоже «забыли», как и про канализацию). В.И. Ковач здесь пояснил: «Эту проблему с управляющей компанией мы тоже решим. Подключим… Есть такое понятие, как человеческий фактор. Безусловно, и я с себя вины не снимаю…»
Уверена: наблюдая за ежедневной суетой новоселов в разных домах, учитывая огромное количество вопросов с их стороны, сотрудники горадминистрации давно могли бы инициировать и провести общее собрание (слава богу, залов для этого у нас предостаточно). Кроме жителей новостроек, на нем, разумеется, могли бы присутствовать все заинтересованные стороны. Различные жизненные перипетии не раз доказывали, что решать проблемные вопросы в таком режиме проще и людям, и власти, и управляющим компаниям. Ведь новоселов тоже нужно понять: биться головой о стену (а зачастую это именно так) поодиночке – совсем не комильфо…
Вера Редькина, фото автора