Власти Карелии дали фантастический ответ, почему дорога к частному отелю в Сегеже внезапно подешевела на десятки миллионов рублей
Из правительства Карелии пришел ответ на повторный запрос, который журналисты Daily направили на имя губернатора Артура Парфенчикова по поводу строительства за госсчет дороги к частной гостинице рядом с Сегежей, принадлежащей владельцу Сегежского ЦБК — крупной федеральной корпорации АФК «Система». Новый запрос был посвящен странным скачкам стоимости этой дороги, которая то увеличивалась в два с лишним раза, то снижалась на десятки миллионов рублей.
Напомним, что с одобрения Артура Парфенчикова власти Карелии решили оплатить эту стройку из казны, воспользовавшись любопытным механизмом, а именно: тем, что федеральный центр позволяет вместо погашения льготных бюджетных кредитов, которые берут регионы, направлять эти деньги на новые инфраструктурные проекты. Таким проектом региональные власти и признали сегежскую гостиницу, решив осчастливить ее владельцев бесплатной дорогой. Вдобавок к этому власти провели торги в форме закупки у единственного поставщика — АО «ВАД», что исключило конкуренцию с возможным снижением стоимости контракта во время открытого аукциона.
Расходы на эту дорогу, как удалось выяснить депутату Заксобрания Карелии от партии «Яблоко» Эмилии Слабуновой, еще осенью 2021 года планировались в объеме 150 млн рублей. Однако в конце февраля 2023 года глава Минтранса Карелии Сергей Щебекин на совещании по социально-экономическому развитию Сегежского района объявил, что полная стоимость расходов составит уже 370 млн рублей — в два раза с лишним дороже. Когда новости с этой цифрой разошлись в карельских СМИ, расходы на сегежскую дорогу стали резко снижаться. В марте этого года глава Минэкономразвития Карелии Олег Ермолаев назвал сумму расходов в 283,3 млн рублей. Вскоре после этого премьер-министр республики Александр Чепик в ответе на первый запрос журналистов Daily снизил стоимость расходов еще существеннее — до 268,2 млн рублей.
Отвечать на повторный запрос о столь странных скачках цен пришлось вице-премьеру Карелии по развитию инфраструктуры Оксане Чебуниной. Она заявила, что цифра из ответа Чепика в 268,2 млн рублей — это стоимость без учета отдельных видов работ. Каких, однако, Чебунина не пояснила ни словом, как это нередко делают чиновники, чтобы дать минимум информации по скользким темам.
Тем не менее, судя по ее ответу, эти работы оказались включены в расходы, потому что контракт на строительство дороги был заключен с подрядчиком на 279,1 млн рублей. Также были заключены отельные контракты на строительный контроль, авторский надзор и работы по обследованию и очистке территории от взрывоопасных предметов на сумму 4,2 млн рублей, что в совокупности и дает 283,3 млн рублей.
Однако самый странный и сомнительный момент в ответе Чебуниной — это попытка объяснить, как стоимость сегежской дороги стремительно подешевела с 370 до 283,3 млн рублей. Если верить ответу вице-премьера, произошло это после госэкспертизы в сентябре 2022 года, которая оценивала достоверность определения сметной стоимости, а также после пересчета стоимости дороги в уровнях цен 2022—2023 годов.
Оставим без комментариев, что упомянутый уже глава Минтранса Сергей Щебекин в феврале почему-то ничего не знал про сентябрьскую госэкспертизу и удешевление стройки, и чиновники вспомнили про это только после шумихи в прессе. Куда более странен и подозрителен — на фоне тотального роста цен в России почти на все — пересчет стоимости дороги в ценах 2022—2023 годов (!), который удешевил дорогу сразу на 86,7 млн рублей. Как такое могло произойти в одной из самых дорогих и постоянно дорожающих отраслей? Подешевели ли на столько земляные работы, строительство самой дороги, рабочая сила, ГСМ, щебень, асфальтобетонная смесь и все остальное, Оксана Чебунина в своем ответе тоже никак не прокомментировала. Видимо, потому что аргументов, чтобы объяснить такую фантастику, подобрать невозможно.
Поэтому журналистам Daily остается лишь повторить уже высказанное подозрение о том, что столь крутые перепады в стоимости проектов нередко бывают тогда, когда в них сначала закладываются, а затем под влиянием каких-то факторов спешно изымаются лишние траты.
Кто и в чью пользу закладывал эти траты, неплохо было бы узнать правоохранительным органам. Если, конечно, они всем этим заинтересуются.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
• Дорога в лесу. Зачем Карелия финансирует сомнительные проекты?