Daily News

Власти Карелии истратили 75 миллионов на «стратегический» проект мини-молокозавода с прозрачными стенами, который до сих пор не открыт

ООО Ладожское мини-молокозавод с прозрачными стенами Артур Парфенчиков
Фото: Минсельхоз Карелии, Сергей Юдин / ИА «Республика»

Мини-молокозавод с прозрачными стенами на ферме «Ладожское» в Питкярантском районе обещали возвести для привлечения туристов в республику еще с февраля прошлого года, но только недавно достроили, сообщило информагентство «Республика». При этом, как заявил директор фермы Александр Лахно, для посетителей — тех самых туристов — «прозрачный» молокозавод откроют не раньше мая, хотя он вроде как уже готов к работе.

Правда, запустится ли вообще это предприятие и долго ли проработает при планируемых микрообъемах переработки (5 тонн в сутки), да еще и с туристической нагрузкой — большой вопрос. Однако это нисколько не мешает властям Карелии во главе с губернатором Артуром Парфенчиковым с завидным упорством вливать в этот проект десятки миллионов рублей.

Напомним, что ферма «Ладожское» принадлежит питерской группе компаний «Возрождение», которая специализируется на добыче камня и строительстве дорог в России и СНГ, но зачем-то решила обзавестись еще и мелким непрофильным активом в Карелии. Некоторое время ферма работала сама по себе, пока ей не стал уделять большое внимание глава республики Артур Парфенчиков. В феврале 2023 года он специально посетил Петербург, чтобы подписать соглашение с «Возрождением». Тогда-то в публичном пространстве и возник проект мини-молокозавода, который губернатор тут же окрестил «стратегически важным», совсем не стесняясь того, что приставка «мини» не очень-то сочетается с таким статусом.

После этого под обещания возвести мини-молокозавод, забойный цех, торговый и дегустационный залы, а также увеличить поголовье и надои на «Ладожское» буквально пролился дождь финансовой поддержки из бюджета Карелии. За 2022—2023 годы ферма получила 67,3 млн рублей. Побывавший в «Ладожском» в октябре прошлого года вице-премьер Карелии Дмитрий Родионов пообещал сверху еще 8 млн рублей для компенсации затрат на присоединение к электросетям. И вскоре эти деньги выделило Заксобрание республики.

Дмитрий Родионов и Александр Лохно. Фото: Минсельхоз Карелии

Но несмотря на столь значительные субсидии (раза в три больше, чем получили за эти два года, к примеру, карельские молочные комбинаты ОМК и «Славмо»), «Ладожское» не демонстрирует не только тех параметров, которым должен соответствовать «стратегически важный» инвестпроект, но и не очень-то торопится осуществлять даже то, что публично заявлено. Так, в прошлом году хозяйство сообщило про отремонтированный телятник и затем много месяцев возводило забойный цех вместе с самым обычным цехом молокопереработки. Именно он и именуется мини-молокозаводом, а прозрачная стенка в нем, судя по фото, только одна — и та внутренняя.

Об остальных обещаниях инвестора, получившего более 75 млн рублей, сейчас ничего не говорится. А увеличение поголовья дойного стада и вовсе выглядит смехотворным. Если в декабре 2022 года оно составляло 118 коров, то к февралю 2024 года возросло до 128 — всего лишь на десять голов. И куда, спрашивается, уходят миллионы бюджетных субсидий?

Между тем, пока питерские бизнесмены реализуют в Приладожье нечто похожее на очередную потемкинскую деревню под эгидой главы Карелии Артура Парфенчикова, карельские производители — такие, как Олонецкий молочный комбинат — развиваются вопреки многочисленным препятствиям со стороны региональных чиновников. Получая по сравнению с «Ладожским» минимальную поддержку (15,8 млн рублей за те же два года), ОМК с осени 2021 года практически вдвое увеличил переработку — с 35 до 60 с лишним тонн молока в сутки, а в некоторые дни почти до 70.

Но словно в отместку за реальный рост и хорошие показатели, ОМК пытаются регулярно довести до уничтожения — будь то молочный кризис осени 2021 года, когда республиканские власти с одобрения Артура Парфенчикова лишили предприятие значительной части сырья, перенаправив его в Вологодскую область. Или нашумевшая налоговая проверка, которая была затеяна на фоне непрекращающихся попыток передела молочного рынка Карелии и закончилась начислением ОМК 302 млн рублей якобы недоплаченных налогов, взыскание которых просто разорит предприятие.

Правда, в то время как ОМК наперекор попыткам то оставить его без сырья, то финансово обескровить продолжает развиваться, обеспечивать жителей Карелии натуральной молочной продукцией и исправно платить налоги — 152 млн рублей за последние два года, — эти перечисленные им деньги идут из республиканской казны на сомнительные проекты вроде «Ладожского» и его мини-молокозавод с прозрачными стенами, который вряд ли сможет снабдить «молочкой» даже один Питкярантский район.

Остается только догадываться, с чем связано столь странное отношение республиканских властей во главе с Артуром Парфенчиковым к таким несопоставимым по значимости предприятиям и чем объясняется готовность в одном случае буквально заваливать деньгами небольшой проект с неясными перспективами, а в другом — держать в черном теле ведущий молочный комбинат республики.

Артур Парфенчиков
Артур Парфенчиков. Фото: Оксана Кудряшова / ИА «Республика»

Но какие бы версии здесь ни выдвигались, не стоит исключать того, что Артур Парфенчиков мог настолько оторваться от Карелии, привыкнув за предыдущие годы жить в столицах, что готов продвигать только московский и питерский бизнес и напрочь не считаться ни с жителями своей республики, ни с карельскими производителями.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Коротко о главном – в нашем Telegram