Хуже чем нефть! Почему разлив топлива в Норильске назвали катастрофой


В Красноярском крае продолжается борьба с последствиями экологической катастрофы. Все началось с того, что нефтепродукты попали в реку Далдыкан из-за аварии и пожара на ТЭЦ-3 в Норильске. В воде оказалось около 20 тысяч тонн топлива.
Пострадавшая ТЭЦ находится под руководством дочерней компании «Норникеля». Поначалу предприятие сообщило в МЧС только о пожаре, который произошел из-за того, что в цистерну с топливом врезался автомобиль. А вот в официальном комментарии МЧС 29 мая о пожаре также есть отметка о разливе топлива.
На территории ТЭЦ-3 легковой автомобиль врезался в резервуар для хранения дизельного топлива, в результате чего произошла разгерметизация резервуара и разлив топлива. Произошел пожар, по предварительной информации, на площади 350 м2, объявили ранг пожара № 2. На работу ТЭЦ-3 данная ситуация не повлияла, — сказано в сообщении.
По словам очевидцев, топливо выливалось очень быстро. Почему нефтепродукты вылились из емкости — отдельный вопрос. Сначала специалисты решили, что легковушка врезалась в хранилище и пробила его. Позже компания признала, что машина ни при чем.
Из-за внезапного проседания опор, прослуживших более 30 лет без нареканий, получил повреждения резервуар хранения дизельного топлива, в результате произошла утечка топлива. Проезжающий в это время за пределами хранилища автомобиль загорелся от соприкосновения с проливами дизельного топлива, что вызвало пожар, — сказали «Известиям» в «Норникеле».
Вот как сейчас выглядит цистерна, в которой оно хранилось.
Проблема в том, что река Далдыкан является притоком реки Амбарная, которая, в свою очередь, впадает в озеро Пясино, откуда также вытекает река Пясино и впадает в Карское море. Власти Норильска узнали о катастрофе в тот же день — 29 мая. Уже тогда нефтяное пятно из Далдыкана попало в Амбарку.

— Это было в пятницу, — пояснил мэр города Ринат Ахметчин. - Мы поняли, что это пятно движется по реке Амбарка в сторону Пясино, и было принято решение отправить в ту сторону первое — вездеходы с боновыми заграждениями и вертолет, чтобы точно установить место вот этого пятна.
— Это было сделано в пятницу?
— Нет. Мы в пятницу выяснили, что оно (пятно) не вышло за пределы Амбарки, и утром в воскресенье пошли вездеходы и вертолеты.
Таким образом, между информацией о катастрофе и принятыми мерами прошло больше суток. Какое расстояние за это время преодолели 20 тысяч тонн нефтепродуктов, не сообщается. Для ликвидации инцидента в Норильске создана межмуниципальная рабочая группа. Сейчас главная задача — не допустить распространения дизельного пятна, особенно по воде.

Сейчас на реке и целом каскаде озер установлены боновые заграждения, топливо собирают в резервуары временного хранения и отделяют от воды. И тут же возникает вопрос, что с ним делать дальше. К месту катастрофы можно добраться только на вездеходах, то есть вывезти оттуда нефтепродукты нельзя, остается только сжечь. Именно это и предложили сделать в «Норникеле». Но с этим не согласился Росприроднадзор, сообщает РИА Новости.
Никакого отжига нефтепродуктов не будет, — сказала глава ведомства Светлана Радионова. — Мы будем следить за утилизацией, будем внимательно смотреть за способами утилизации.
Как именно будет выглядеть утилизация, не поясняется. Сообщается только, что наиболее бережный способ утилизации такого значительного объема нефтепродуктов будет выбран с привлечением ученых. Значительное количество дизеля попало и на почву.
Окрестности Норильска тоже отравлены, — сообщает РЕН ТВ. — Повсюду пена, гарь и пластик. Часть зараженного грунта подняли, сейчас заменяют новым. Если нефтяное пятно решили сжечь, то здесь проблему решили закопать. Грязь и солярку закидывают песком. 5 бульдозеров работают. Тем не менее острый запах солярки не развеется ветром. Земля пропиталась отравой.

Накануне президент РФ в связи с разливом топлива объявил ЧС федерального масштаба. Экологи говорят об ужасающих последствиях катастрофы для человека и природы.
Дизельное топливо токсичнее, чем нефть, и содержит в себе химические соединения, которые не улавливаются бонами. Часть соединений хорошо взаимодействует с водой, растворяется и просачивается через боны, — пояснил руководитель общественной организации «Реки без границ» эколог Александр Колотов. — Мы имеем дело с очень большим инцидентом. Как минимум, чтобы обеспечить ему надлежащее внимание, я считаю допустимым называть его экологической катастрофой
Он считает, что последствия разлива будут давать о себе знать еще много месяцев. Но точных данных для оценки масштаба случившегося пока маловато — специалистам пока трудно сказать, во что выльется авария в ближайшее время и в долгосрочной перспективе. На полное устранение пятна потребуется не меньше месяца.