Daily News

«Я был лишен нормальной жизни». Бывший чиновник все-таки отсудил свои миллионы за страдания после гибели в Карелии 14 детей

Анатолий Коваленко Михаил Ямчитский
Фото: «Губернiя Daily»

Верховный суд Карелии во второй раз рассмотрел апелляционную жалобу на решение Петрозаводского городского суда, решившего, что из-за истории с погибшими детьми на озере Сямозеро в июне 2016 года бывший руководитель Роспотребнадзора Карелии Анатолий Коваленко настрадал на 3 миллиона рублей. В прошлый раз, рассматривая эту жалобу, Верховный суд посчитал, что такой суммы для компенсации морального вреда недостаточно и накинул бывшему чиновнику еще один миллион рублей. В кассации это решение было отменено, поэтому жалоба и вернулась на новое рассмотрение.

В суде первой инстанции заседания по иску Анатолия Коваленко по большей части проходили в закрытом режиме (потому что обсуждалось здоровье истца и исследовались его медицинские документы), а в коридорах суда экс-чиновник предпочитал хранить молчание. Он и на этот раз просил удалить СМИ из зала суда, но не сложилось.

— Я находился под уголовным преследованием практически шесть лет. И практически шесть лет я был лишен нормальной жизни. Не было возможности чувствовать себя нормальным полноценным гражданином общества, — поведал новой коллегии судей Верховного Карелии Анатолий Иванович. — Ну, и, конечно, весь негатив, который выливался за эти годы в прессе, он, конечно, тоже формировал и общественное мнение, и отношение и ко мне как личности. Все это накладывало и на меня, и на мое здоровье определенный отпечаток.

Напомним, что следователи были уверены: руководитель управления Роспотребнадзора Карелии Анатолий Коваленко и его заместитель Людмила Котович знали о том, что в лагере, где погибли дети, много нарушений, но мер никаких не приняли. Незадолго до случившегося они выдали заключение о соответствии лагеря государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, что, по версии следствия, способствовало ужасной трагедии. Но в суде прокуратуре этого доказать не удалось. Котович и Коваленко дважды были оправданы, и вот уже больше года Анатолий Иванович пытается взыскать с государства компенсацию морального вреда за все обвинения и подозрения в его адрес.

— Дело носило ярко выраженную эмоциональную окраску, — пояснял позицию истца его адвокат Михаил Ямчитский. — В деле участвовали законные представители потерпевших, родители погибших детей, которые с подачи государственного обвинителя, с подачи следователя были абсолютно убеждены в том, что Коваленко – виновник гибели их несовершеннолетних детей. Эти люди посещали практически каждое судебное заседание, пользовались правом высказывать свое мнение, в том числе, и в отношении наказания… Они открыто и эмоционально показывали пальцем на Коваленко и говорили: «Убийца». И Коваленко это терпел и вынужден был выслушивать на протяжении значительного времени.

Кроме того, напомнил защитник, чиновник был вынужден уволиться с хорошей должности, которая его всем устраивала.

Фото: Губернiя Daily

— Когда это все случилось, Коваленко работал по контракту. И у него была возможность этот контракт продлевать. У него не было никакого желания уходить с этой работы… Он мог бы работать и работать. Он до сих пор, скорее всего, работал бы, если бы не случилась эта трагедия, — поведал Ямчитский.

Но Анатолий Иванович довольно долго находился под домашним арестом и не мог исполнять свои трудовые обязанности, поэтому написал заявление об уходе.

Ну и, конечно главный аргумент – состояние здоровья, которое, по словам истца, у него сильно ухудшилось из-за «продолжительной психотравмирующей ситуации».

***

Представитель Министерства финансов не спорила с тем, что Коваленко необходимо компенсировать его страдания, так как компенсация положена ему по закону. Представителя ответчика не устраивала только сумма компенсации:

— По мнению Минфина России, взысканная в пользу истца сумма не соответствует разумности и справедливости. Министерство финансов считает, что заболевания, на основании которых истцом была получена группа инвалидности, были у него и до уголовного преследования.

Сотрудница ведомства попросила коллегию судей обратить внимание на то, что в материалах уголовного дела есть единственная карта амбулаторного больного Коваленко, и в этой карте полностью отсутствуют сведения до 2016 года:

— Где ранее все эти данные? Карта единственная. Коваленко в течении жизни обращался за медицинской помощью, имел какие-то соответствующие заболевания. Однако этих данных нам не представлено… Я не знаю причину.

Фото: Губернiя Daily

— Да никуда я ее (карту, — прим.авт.) не девал, — возмутился Коваленко. — У меня было нормальное здоровье. У меня не было медицинской карты. Я не обращался за медицинской помощью.

— Вы согласны с тем, что уголовное преследование является психотравмирующей ситуацией? – уточнил истец у представителя Минфина.

— Да, конечно.

— Как вам кажется, такая ситуация ухудшает или улучшает состояние? Или она вообще не влияет на состояние здоровья? Ну, идет следствие и идет. Ну, обвиняется человек в гибели  14 детей, ну и Бог с ним.

— Конечно, в какой-то степени это влияет. Но все очень индивидуально.

— Вопрос был подвешен в пределах шести лет. Вы считаете взысканные три миллиона рублей человеком, к которому до возбуждения уголовного дела вообще никаких претензий не было, это явно несоразмерно, что здесь достаточно полтора миллиона рублей?

— Да. Мы так считаем.

Коваленко напомнил, что изначально он просил в четыре раза больше, и даже та цифра была заниженной:

— У меня цифра была другая. Я считаю, что она была обоснованной, в пределах 12 миллионов. По расчетам цифра была в районе 19 миллионов, но я заявил 12. Суд первой инстанции мне назначил три. Судебная коллегия приняла доводы мои о состоянии здоровья. Я считаю, что объективное решение они приняли (когда в прошлый раз добавили ему 1 миллион рублей, — прим.авт.).

***

Михаил Ямчитский уверен, что никакие деньги Анатолию Коваленко нанесенный ему моральный вред компенсировать не смогут.

— Любая компенсация будет носить чисто символический характер, потому что невозможно деньгами компенсировать катастрофический удар по здоровью, катастрофический удар по репутации, катастрофический удар по всему плану жизни, — уточнил адвокат. — Жил человек при своем деле, в котором он был признан, пользовался заслуженным уважением и авторитетом, руководил региональной структурой федерального министерства. Руководил настолько хорошо никаких претензий никогда к нему не было. И в результате государство катком проехало по всему этому, оставив пенсию и справку об инвалидности. Поэтому любая компенсация будет носить символический характер, но она не должна носить характер… Здесь нельзя переходить границы разумного. Те суммы, о которых говорит представитель ответчика – это унизительно и оскорбительно

Выслушав доводы сторон, судебная коллегия пришла к выводу, что петрозаводский городской суд был прав, и моральные страдания Анатолия Коваленко должны быть компенсированы, но трех миллионов рублей для этого мало. Сумму компенсации вновь увеличили на миллион.

«Ребята в тюрьме, а бывший руководитель Роспотребнадзора Коваленко отсудил компенсацию в 4млн», — коротко прокомментировали решение апелляционной инстанции в группе в социальной сети «ВКонтакте», созданной для поддержки и помощи Павлу Ильину – инструктору парк-отеля «Сямозеро». Он уже несколько месяцев находится за решеткой (хотя в момент трагедии его даже не было в лагере). Там же находится и его бывший коллега – инструктор Валерий Круподерщиков (который и сам едва не погиб, пытаясь спасти детей). Напомним, что ребят приговорили к 6 и 5 годам лишения свободы в колонии общего режима. Кроме того, им предстоит выплатить моральный вред в размере более 54 миллионов рублей. Завтра состоится рассмотрение апелляционной жалобы на этот чудовищный приговор.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram