Я не я, дорога не моя. Парфенчиков решил откреститься от стройки за госсчет дороги к частной гостинице
Карельский губернатор вновь вернулся к болезненной для него теме. На заседании регионального правительства 25 мая Артур Парфенчиков еще раз коснулся строительства подъездной дороги к частной трехзвездочной гостинице рядом с Сегежей. После завершения всех работ к концу лета она обойдется бюджету как минимум в 283,3 млн рублей, а если верить главе Минтранса Карелии Сергею Щебекину, то и во все 370 миллионов.
Как известно, отель рядом с Сегежей был открыт летом прошлого года. Через дочерние фирмы он принадлежит крупной федеральной корпорации АФК «Система», владеющей также одним из промышленных гигантов Карелии — Сегежским ЦБК. Помимо расходов на строительство отдельной дороги к этой гостинице со стороны трассы «Кола», карельские власти выделили под нее еще и земельный участок без торгов, оплатили строительство линии электропередачи за 13,6 млн рублей и ввели для отеля льготные ставки налогов на прибыль и имущество.
Правда, в феврале этого года во время онлайн-совещания по развитию Сегежского района Артур Парфенчиков, похоже, понял, что ситуация со стройкой дороги за казенный счет к частному туробъекту выглядит, мягко скажем, не очень красиво, и стал агитировать районные власти выдавать участки вдоль дороги многодетным под ИЖС и бизнесу — под объекты придорожного сервиса. После же того как в СМИ и соцсетях поднялась волна негодования по поводу столь странной благотворительности в отношении далеко не бедной корпорации, Парфенчиков на мартовском заседании правительства попытался изобразить ситуацию так, как будто сегежская гостиница — это «трамплин» для развития туризма, который поможет поднять экономику северных районов.
Однако этого оказалось мало, и на майском очередном заседании правительства, посвященном туризму и исполнению бюджета, глава Карелии вновь пустился в оправдания. Для начала он заявил, что гостиниц такого уровня севернее Петрозаводска в республике еще не было. Затем сослался на сегежан, которым при возведении гостиницы власти пообещали сохранить проходящую рядом с ней пешеходную тропу к озеру вместе с местами для отдыха, и по этой причине решили строить дорогу с другой стороны — не со стороны города, а со стороны трассы «Кола». Особый же упор в своем «спиче» Парфенчиков сделал на том, что решение о строительстве дороги принимал вовсе не он, а вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин.
— Это лицо республики, это некий путь на север для наших туристов. Ну, и решение-то о строительстве этой дороги принималось не главой республики. Если кто-то комментирует, вы хотя бы предмет изучайте. Это решение принималось государственной комиссией под председательством вице-премьера Марата Шакирзяновича Хуснуллина в ответ на те инвестиции, которые частный бизнес внес в строительство гостиницы, — сослался на авторитет федерального чиновника глава Карелии.
Однако и попытка спрятаться за вице-премьера, и остальные аргументы губернатора не выдерживают никакой критики. Потому что заслуженный юрист России Артур Парфенчиков то ли забыл, то ли вовсе не читал постановление правительства РФ № 1704, которое позволяет регионам вместо погашения бюджетных кредитов направлять средства на инфраструктурные проекты с одобрения федеральных властей. Пункт 5-й этого постановления прямо говорит о том, сводный перечень таких объектов формируется по запросу Минэкономразвития РФ в адрес высших должностных лиц регионов (т. е. глав и губернаторов), которые направляют в Минэкономразвития свои перечни объектов, а потом имеют право вносить предложения по их корректировке.
Только после оценки объектов на соответствие всем требованиям постановления № 1704, они, согласно 7-му пункту, попадают в правительственную комиссию по региональному развитию, которую и возглавляет вице-премьер Марат Хуснуллин. Но чтобы это произошло, необходимо, как уже было сказано, чтобы именно губернаторы изначально направили свои перечни объектов в Москву, а значит, уже на региональном уровне поддержали их и одобрили. Так что довод Артура Парфенчикова о том, что он якобы не принимал решение о строительстве дороги, абсолютно несостоятелен.
То же самое можно сказать и про попытку Парфенчикова прикрыться интересами жителей Сегежи и обещаниями не строить дорогу к гостинице со стороны города из-за тропы здоровья и мест отдыха рядом с озером. И то, и другое действительно было сохранено, однако грунтовку, по которой люди ходили к водоему, выровняли и заасфальтировали, оставив пешеходам 1,5 метра с краю. Оплатил же все эти работы не кто иной, как Сегежский ЦБК, принадлежащий через «Сегежа Групп» все той же АФК «Система». Что мешало одной из этих компаний точно так же оплатить и вторую дорогу со стороны трассы «Кола», до сих пор неясно.
Зато понятно, почему так нервозно на публикации о дороге к гостинице реагирует Артур Парфенчиков. В апреле этого года после запросов в правительство Карелии журналисты Daily обратились в прокуратуру республики с жалобой на неполное предоставление запрошенной информации — в правительстве так и не сообщили, сколько всего проектов из Карелии, помимо сегежской гостиницы, претендовали на финансирование и какие их них прошли отбор, а также конкретные технико-экономические параметры проекта сегежской дороги.
С момента жалобы в прокуратуру прошло уже полтора месяца, и, хотя надзорный орган пока еще не дал никакого ответа, можно предположить, что после нашей жалобы прокуратура проявила определенный интерес к этой истории, что, видимо, и заставило Артура Парфенчикова вновь искать оправдания своему решению.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
• Дорога в лесу. Зачем Карелия финансирует сомнительные проекты?