«Я вообще уже не понимал, за что я плачу». Заместитель экс-спикера Петросовета Геннадия Боднарчука рассказал в суде, как оказался должником своего начальника
По делу бывшего председателя Петросовета Геннадия Боднарчука вчера в суде допросили, кажется, самого долгожданного свидетеля. Того, чьи показания, вероятно, и усадили Геннадия Павловича на скамью подсудимых.
Бывший заместитель Боднарчука – Валерий Матвеев (он отбывает наказание за получение взяток – прим. авт.) пришел в зал судебного заседания в наручниках и сопровождении двух судебных приставов. Со смешными бантиками на завязках от медицинской маски, короткой стрижкой и без высокомерного взгляда, к которому мы успели привыкнуть за время его работы депутатом Петрозаводского городского Совета, он выглядел достаточно непривычно. Было не очень понятно, ответил ли он вообще на громкое приветствие Геннадия Павловича, потому что с момента появления в зале Боднарчука явно старался не смотреть в его сторону. Зато показания дал четко, внятно, по существу.
Напомним, что бывшего председателя Петросовета обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, превышении должностных полномочий и взятках, в одной из которых фигурирует как раз Валерий Матвеев.
Близкие отношения
По версии следствия, в 2018 году предприниматель Евгений Михеев, известный в городе как владелец группы компаний ЦСК, рассказал Матвееву о том, что у него проблемы с выдачей разрешений на строительство, и попросил депутата помочь ему с решением вопросов, «связанных с градостроительной деятельностью». Помогать Матвеев решил через Боднарчука, так как, считают стражи порядка, знал, что спикер горсовета может оказать влияние на принятие нужных решений должностными лицами администрации Петрозаводска, в том числе может воздействовать и на главу города.
С того, какое влияние Геннадий Боднарчук имел на сити-менеджера города Ирину Мирошник, собственно, и начался допрос свидетеля.
– В каких именно взаимоотношениях состоял Боднарчук с Ириной Юрьевной, я не могу сказать… Находились в довольно близких отношениях, – поведал Матвеев. – Он рекомендовал ее на этот пост (главы города – прим. авт.) и говорил, что это согласованная кандидатура.
По словам свидетеля, если у Галины Ширшиной в должности мэра отношения с Петросоветом «были на грани конфликта», то с появлением у руля города рекомендованной Боднарчуком Мирошник всё стало просто замечательно.
– А влияние Боднарчук Геннадий Павлович имел какое-то на деятельность администрации Петрозаводского городского округа, на решения, которые принимались администрацией? – поинтересовался гособвинитель.
– Я думаю, что да, – ответил свидетель. – Когда Ирина Юрьевна в каких-то вопросах не могла принять решение в одностороннем порядке, она всегда брала паузу. Я так понимаю, что в этот момент она вела консультации с Геннадием Павловичем.
Валерий Матвеев говорит, что никогда не был свидетелем того, как Мирошник чьи-то кандидатуры на должности в администрации города согласовывала с Боднарчуком, но то, что председатель Петросовета был полностью в курсе любых рокировок или назначений в городской администрации до того, как они происходили, – это точно. Кстати, самому Матвееву в свое время было предложено занять должность первого зама главы, и он не помнит, кто из этих двоих первым высказал это предложение.
Услуга за услугу
С Евгением Михеевым свидетель познакомился в 1996 году, и с тех пор они поддерживали дружеские отношения. А вот по работе предприниматели долгое время никак не пересекались. Но в 2016 году компании Матвеева выиграли контракты на продажу квартир в строящихся домах:
– В этот период интересы пересеклись. Он обладал большим запасом строительных материалов. Мы в этом постоянно нуждались.
Собственно, с этих стройматериалов и берет свое начало история с дачей «взяток» Боднарчуку.
Матвеев рассказал, как один из директоров его дочерней компании взял у Михеева товарный кредит на 17 миллионов рублей, за который не успел вовремя расплатиться. По итогу за этим человеком остался долг по процентам на 6 миллионов рублей, погасить который не было никакой возможности. Тогда Матвеев попросил Михеева переуступить ему этот долг, и тот согласился. По итогу деньги взысканы не были.
– Михеев-то почему согласился? – поинтересовался у свидетеля гособвинитель. – Он же деньги терял, переуступая долг бесплатно.
– Я могу предположить. Наценка у Михеева, я думаю, начинается от 20 процентов на тот товар, который он продает. Под кредит, я думаю, наценка на товар была все 40 процентов. То есть он свои деньги выручил двойне, а то и втройне.
Тем не менее это была услуга, за которую, по словам Матвеева, в какой-то момент пришлось расплачиваться.
– Михеев владеет огромными земельными участками в разных частях Карелии. И у него постоянно возникали какие-то проблемы… Естественно, я чувствовал перед ним определенные обязательства. Это неизбежно. И он обратился по поводу трех участков.
На одном, говорит свидетель, в районе Сулажгоры предприниматель собирался построить красивый микрорайон, но никак не мог получить разрешение на строительство (нужно было изменить вид назначения земли), на другом – возвести оптовую базу, проект которой никак не согласовывали, а на третьем – сделать паркинг, с согласованием проекта которого тоже возникли проблемы.
Матвеев уверен, что никаких законных оснований ставить Михееву палки в колеса у администрации города не было, и он согласился помочь товарищу.
– Я со всеми этими проблемами пришел к Геннадию Павловичу, – сообщил свидетель. – Заместителем главы тогда был Андрей Иванов (председатель комитета экономики и управления муниципальным имуществом – прим. авт.). Геннадий Павлович ответил, что с Ивановым тяжело решать эту проблему, но скоро будет назначен новый человек. «Пока подожди». Потом был назначен Рохманюк (сейчас он тоже уже отбывает наказание в колонии за взятки – прим. авт.). Он сам со мной связался.
Далее Рохманюк уже напрямую общался с сотрудником Михеева, и Матвеев в эти дела не вмешивался. Известно, что разрешение на строительство по одному из участков Рохманюк потом подписал, пока Иванов был в отпуске.
– Какой была реакция Иванова? – поинтересовался прокурор.
– Этого я не знаю. Знаю, что Иванова потом уволили по сокращению.
«Надо помочь, надо поддержать»
– Просил ли Геннадий Павлович вас перечислять ему деньги на осуществление политической деятельности? – поинтересовался прокурор.
– В мае – начале июня 2018 года между мной и Геннадием Павловичем состоялся разговор. Он предложил мне платить агитаторам «Единой России». По крайней мере, я так это понял. «Выборы в сентябре. Надо помочь, надо поддержать». Тогда я уже стал членом «Единой России». Необходимо было 250 тысяч рублей передавать наличными на поддержание предвыборного штаба. Мы долго обсуждали эту ситуацию. Я сократил эту сумму до 150. Сказал, что вот это я могу дать. На что мне было сказано, что со мной свяжутся люди, – сообщил Матвеев.
– А вы почему согласились? – уточнил прокурор. – И 150 тысяч – это большие деньги. Тем более ежемесячно.
– Да, – кивнул Матвеев. – Но для меня совершенно не имело значения, агитаторы это или еще что-то… Я согласился на это для того, чтобы насущные вопросы, с которыми я обратился по вопросам Михеева, были решены.
Так один из директоров фирмы Матвеева начал ежемесячно передавать какому-то молодому человеку, приходившему от Геннадия Павловича, оговоренную сумму.
Куда потом Боднарчук тратил эти деньги, Матвеев не знает. И информацию о том, что эти 150 тысяч в месяц уходили на финансирование партии «Справедливая Россия», узнал только из средств массовой информации.
Свидетель говорит, что не сомневался: финансирование завершится, как только состоятся выборы, в сентябре. А в октябре на предприятии, через которое проводили выплаты Боднарчуку, погиб человек, работа была остановлена, начались проверки, и сложно стало даже заработную плату людям платить, поэтому передачу денег председателю горсовета было решено прекратить.
Геннадий Павлович задавал мне вопросы, почему прекратились выплаты. «Почему ты уже не исполняешь свои обязательства?» – «Мне теперь самому приходится закрывать эти вопросы, со своих денег». Я ему объяснил про ситуацию на предприятии и про то, что выплачивать наличными для меня затруднительно, – рассказал Матвеев. – Тогда он предложил выплачивать безналично в виде зарплаты.
Так Геннадий Павлович стал юрисконсультом в фирме, которая не вела вообще никакой деятельности (когда-то Матвеев создал ее на пару с гражданской женой Боднарчука для одного очень выгодного проекта, который так и не был реализован). Ежемесячно на счет председателя Петросовета стали падать 90 тысяч рублей.
Мы ни в каких консультациях не нуждались. Единственный смысл его трудоустройства, – получение денежных средств, – уточнил свидетель.
Все это длилось до апреля 2019 года, до тех пор, говорит Матвеев, пока его не начали допрашивать сотрудники МВД.
– К тому моменту я вообще уже не понимал, за что я плачу, – признался Валерий Матвеев. – Этот визит сотрудников МВД был поводом прекратить выплаты.
Геннадий Павлович уволился.