Задолженность ОМК перед совхозами? Давайте посчитаем


Олонецкий молочный комбинат на днях вновь оказался в центре очередной волны обвинений со стороны карельской власти. Во время недавнего совещания в Олонце, которое было посвящено производству и переработке молока в Карелии, карельские министры и лояльные губернатору Парфенчикову депутаты обвинили ОМК в «недоплате» государственным совхозам, утверждая, что таким образом комбинат тормозит развитие сельского хозяйства в регионе.

Но давайте разберемся, насколько обоснованы эти обвинения.
Если посмотреть на цифры, то на июнь 2025 года задолженность ОМК перед государственными совхозами Карелии составила 33,9 миллиона рублей, что соответствует примерно 11 дням поставок сырья. Комбинат ежемесячно закупает у совхозов молоко на 90–100 миллионов рублей, а в год — почти на миллиард рублей. И 11-дневная отсрочка в такой ситуации — абсолютно нормальная практика для пищевой промышленности. Это «живая», рабочая задолженность, которая существует у всех крупных предприятий, работающих в условиях отсрочек от розничной торговли.

А как платят федеральные торговые сети? ОМК продает примерно 45% своей продукции в федеральные торговые сети — такие как «Пятерочка», «Лента», «Магнит» и другие. Согласно закону о торговле, за некоторые молочные продукты они могут платить в срок до 40 дней, и в реальности в целом задолженность может доходить до 20 дней. На конец июня текущая задолженность федеральных сетей перед ОМК составляла 30–35 миллионов рублей, и это считается нормальным.
— Сроки оплаты совхозам с прошлого года для нас ужесточили. Если раньше они составляли восемь рабочих дней, то на сегодняшний день — четыре. А сроки оплаты федеральных сетей (в них ОМК продает почти половину своей продукции — прим. ред.) с марта увеличились до 25 дней, — сказала на совещании в Олонце исполнительный директор ОМК Светлана Скворцова.
Ни губернатор, ни его министры не выражают никакого возмущения по поводу того, что именно розничная торговля фактически «задерживает» оборотные средства ОМК. Почему же гнев властей сосредоточен именно на ОМК? Ответ очевиден. Дело не в «задолженности», а в последовательной политике давления на предприятие, которое длится уже несколько лет.

Напомним, в конце 2021 года бывший министр сельского хозяйства Владимир Лабинов назвал ОМК «тормозом» развития молочной отрасли за якобы низкие темпы роста. С тех пор ОМК увеличил выпуск продукции в 1,5 раза и стал крупнейшим переработчиком молока в Карелии. А вот сам Лабинов был в этом году осуждён за взятки и его мнение о комбинате, мягко говоря, устарело.
Теперь на смену коррумпированному министру пришли приезжие пиарщики, которые продолжают кампанию против комбината в новом формате — через «тревожные новости» и «вбросы о долгах». Особенно циничной выглядит критика ОМК на фоне провала властей в истории с Медвежьегорским молочным заводом. Именно правительство Карелии в своё время передало завод группе «инвесторов», которые быстро довели предприятие до банкротства. Среди потерпевших оказался совхоз «Толвуйский», которому завод остался должен 36,4 миллионов рублей за поставленное молоко, еще 15 миллионов неустоек и 40,5 миллионов по сомнительным схемам с компанией «Глобал-Фарм» из Ленобласти. Общий долг составил более 90 миллионов рублей, которые совхозу, скорее всего, никогда не вернут.

Но тогда ни губернатор, ни министры, ни депутаты не били тревогу. Никто не проводил совещаний, никто не писал гневные посты на официальных страницах.
Между тем ОМК — предприятие, а не банкомат. И оно платит. Это трудовое предприятие, которое работает с натуральным, дорогим и качественным карельским сырьём. Комбинат удерживает низкие цены на продукцию даже в условиях кредитного голода и давления со стороны власти. Да, есть текущая задолженность, и она сокращается. ОМК платит по обязательствам и совхозам, и поставщикам, и налоговой. Без субсидий. Без поблажек. Задолженность ОМК перед совхозами — это не «кризис», а текущий рабочий процесс, характерный для любой натуральной переработки в условиях отсрочек от торговли.

Критика ОМК — это политическая атака, а не забота о сельском хозяйстве. Потому что те, кто за ОМК, они за производство, рабочие места, налоговые поступления, стабильные поставки молока в детсады и школы. А те, кто против ОМК — это чиновники, загубившие уже не один молочный завод Карелии.
Сегодня сотрудники Олонецкого молочного комбината просят поддержать их предприятие! Вступайте в группу ОМК во «ВКонтакте», пишите слова поддержки комбинату на своих страницах в соцсети и в группах с хэштегом #ЯзаОМК и #КарелияПокупаетСвое.
И помните, что каждый ваш рубль, потраченный на молоко и сметану ОМК — это вклад в реальную экономику Карелии! Это — не политика, это — справедливость.