Зависимость от маркетплейсов: почему возникает и что делать


Некоторые уже не представляют свою жизнь без онлайн-шопинга и попадают в зависимость, схожую с лудоманией, адреналиновыми или любовными зависимостями. Об этом в беседе с «Газетой.Ru» рассказал автор Дзен-канала «Экологичный психолог», клинический психолог «Клиники доктора Аникиной» Станислав Самбурский.
Эксперт отмечает, что, предвкушая новую покупку, мозг вырабатывает дофамин, дающий ощущение удовольствия и счастья. Так, во время пролистывания каталога можно забыть про конфликты с мужем или стресс после совещания. Но эйфория проходит быстро, и требуется новая доза, поэтому человек возвращается на маркетплейсы снова и снова.
— Желание купить что-то новое успешно подогревается социальным давлением и страхом упустить что-то важное, — говорит Самбурский и напоминает, что маркетологи постоянно пишут о «последнем дне акции» и подсвечивают товары подписями вроде «осталось мало».
Вовлеченность в процесс постоянных покупок меняет поведение людей, уверен психолог. Всё свободное время зависимый от покупок человек проводит на маркетплейсе. Как результат, он отдаляется от семьи, а любые бытовые задачи игнорируются. Кроме того, у онлайн-шопоголиков растут долги перед банками: сиюминутное желание получить «радость» перекрывает разумный подход и снова берется рассрочка или заказывается новая кредитка.
Эксперт уверен, что справиться с зависимостью от маркетплейсов можно, но первым делом нужно осознать, что проблема есть, а потом установить лимиты на покупки, удалить приложения маркетплейсов, отписаться от рассылок и вспомнить о том, что приносило радость раньше: свидания, пробежки, прогулки.
— Даже одно мероприятие за пределами маркетплейса может стать хорошим началом для борьбы с зависимостью, — говорит Самбурский. — И не стесняйтесь обратиться к психологу за помощью.
Ранее офлайн-магазины начали жаловаться в ФАС на низкие цены на маркетплейсах.