Жительница Карелии, потерявшая зрение 10 лет назад, рассказала, как научилась жить заново


В карельском паблике «Наша жизнь — Meijän elaigu» рассказали историю незрячей жительницы поселка Пряжа, которая считает, что общество не знает, как правильно вести себя с людьми, имеющими инвалидность. Поселок Пряжа нельзя назвать удобным для людей с нарушениями зрения. Тротуары часто неровные, с ямами и бугорками, что делает их небезопасными.
— На улицу Светлана Александровна отправляется с двумя палками. Свой маршрут она уже изучила пошагово, но без помощи посторонних людей ей все же не обойтись. При этом в районном центре не найдешь ни одного звукового пешеходного перехода, — рассказывает автор статьи Алина Гапеева. — Светлана Семенович полностью потеряла зрение десять лет назад. Поразительно, что при этом она самостоятельно устраивает свой быт, гуляет, ходит на службы в церковь, шьет одежду для кукол, пишет стихи. Женщина живет одна в благоустроенной квартире.
Общественные здания в поселке не имеют табличек со шрифтом Брайля. Сколько раз женщина блуждала, оказавшись в кустах и наткнувшись на препятствие, не попадала в выход между пешеходными ограждениями. Не все люди понимают, что в этот момент ей нужна помощь.
— Первое, что бросилось в глаза, когда я пришла к ней, – полное отсутствие освещения в ее доме. Сразу же поймала себя на мысли: Света видит мир иначе, ей не требуется включенная лампа. Внешне она симпатична, спокойна, улыбчива, располагает к себе. С первых шагов видно, что это квартира стерильной чистоты и идеального порядка. Даже в шкафах безупречный порядок. Одежда аккуратно сложена: носки к носкам, свитера к свитерам. Каждый предмет одежды упакован в отдельный пакетик, а внутри каждого пакетика – маленькая пластмассовая буква. Эта буква, как оказалось, обозначает цвет одежды, помогая Светлане мгновенно ориентироваться в своем гардеробе. В интерьере нет ни одной лишней вещи, только на торцах дверей прикреплены кусочки войлока, они выполняют противоударную функцию, — говорит Алина Гапеева.
Проблема со зрением у Светланы генетическая. С самого детства ее мир был окутан туманом.
— В школе я читала «носом» и с первой парты ничего не могла разобрать, что написано на доске. Взрослые не сразу поняли, что у меня высокая близорукость. Только после посещения окулиста, который прописал очки, мне открылся мир, — вспоминает женщина.
Тогда ее направили в коррекционную школу-интернат в Петрозаводск. Там дети не только учились, но и осваивали домашние навыки: готовили еду, поддерживали чистоту в комнатах. Те из воспитанников, кто хотя бы немного видел, помогал ребятам, кто был полностью слеп. После школы Светлана поступила в педучилище, окончила его и даже успела поработать в санаторной школе в Пряже. В то время она уже носила очки с линзами минус шестнадцать, потом они стали минус восемнадцать, и из-за плохого зрения она уже не смогла заниматься педагогической работой. А зрение продолжало ухудшаться.
В 2014 году краски и формы для нее исчезли навсегда. Она перенесла шесть операций на глазах. Женщина убеждена, что с потерей одного из главных органов чувств ее мир не стал беднее. Научиться жить заново ей помогали родные и соседи.

— Я доставляла много хлопот близким. Инвалиды – люди-эгоисты. Мы считаем, что нам все чего-то должны. К слову, я могу вспылить и не экономлю резкие слова, — откровенно призналась Светлана Семенович.
Пока Светлана привыкала к новой реальности, она набила немало шишек и синяков, залечила десятки царапин и ожогов. Со временем другие органы, особенно осязания, начали работать усиленно: у нее открылась повышенная чувствительность. Она острее стала чувствовать форму, вес, температуру, запах. Узнает каждого знакомого человека по голосу, запаху, шагам. По своему чутью и речи собеседника она безошибочно описывает его внешность, будто видит насквозь.

— Несмотря на потерю зрения, Светлана не утратила своего творческого дара: рукодельница шьет и вяжет одежду для кукол. Цветовые решения в ее кукольных нарядах поражают тонким вкусом, не уступая работам профессиональных модельеров. Творчество этой удивительной женщины также успешно проявляется в прозе, в философских стихах и хокку, которые она записывает на диктофон. Перенести произведения на бумагу помогает зрячая соседка, — рассказывает Алина.
Светлана придерживается строгого режима: уборка, приготовление обеда, а с утра — обязательная прогулка. Со стороны кажется, что она без труда ориентируется в городской среде. Свой поселок Пряжу она изучила пошагово и знает все неровности на тротуарах. Нередко незрячей женщине помогают на улице школьники младших классов.

— Да, конечно, порой мне нелегко сориентироваться. Как-то зашла в «Пятерочку», попыталась привлечь внимание сотрудников, чтобы помогли с выбором и покупкой продуктов. К сожалению, никто из персонала не откликнулся, и я была вынуждена уйти ни с чем. Как было бы здорово, если бы в крупных торговых точках существовала специальная помощь для инвалидов. Было бы неплохо установить у входа в супермаркет кнопку вызова сотрудника для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья,— мечтает она.
— Люди, которые ходят со Светой в церковь, оберегают ее. Всегда любуюсь их вниманием к ней. Может и мы, жители поселка, будем внимательнее, увидев незрячего, — пишет в сети местная жительница Светлана Хребтова.
Кстати, сотрудники торговой сети «Пятерочка» тут же отреагировали на статью про Светлану и написали в соцсети, что готовы к предложениям и идеям, как решить проблему.
Подобные идеи у Светланы возникли и в отношении пунктов выдачи заказов, таких как «Ozon». Например, для незрячих покупателей было бы полезно внедрить услугу, когда люди с ограниченными возможностями могли бы оформлять и оплачивать заказы прямо в пункте выдачи, не сталкиваясь с трудностями самостоятельного оформления.
— К сожалению, наше общество часто не знает, как правильно вести себя с людьми, имеющими инвалидность. Это приводит к неловким ситуациям, недопониманию и даже обидам. В Пряже много бабушек и дедушек с ослабленным зрением, которым приходится сидеть дома, — говорит Светлана. — Идеальное место для знакомства детей с людьми с инвалидностью, – школа и семья. Для таких особых людей простое искреннее внимание со стороны окружающих могут кардинально изменить качество жизни. Это может быть что угодно: предложить помощь, чтобы перейти дорогу, подсказать, где находится нужный вход, или просто не проходить мимо, если человек явно нуждается в поддержке.
И для этого не надо создавать никаких бюрократических структур. Таким людям много от общества не надо — только человечности, убеждена автор статьи Алина Гапеева.
Напомним, слепой мужчина из Карелии исполнил детскую мечту и прыгнул с парашютом.

