Daily News

Журнал Esquire рассказал, как неграмотные реставраторы уничтожили в Карелии памятник

Популярнейший российский журнал Еsquire опубликовал статью под названием «Каша из-за топора». Речь в ней идет о том, как как Министерство культуры выделяет деньги на уничтожение памятника русского деревянного зодчества — Ильинской часовни. Архитектор-реставратор Александр Попов поделился с изданием своими мыслями по этому поводу. 

- Ильинская часовня находится в деревне Лазарево в Республике Карелия, на границе с Мурманской областью. Точная дата постройки неизвестна, датируется XVI–XVII веком. Памятник федерального значения. Как обычно, конкурс на реставрацию предполагал такие сроки, что идиоту было ясно: за это время выполнить работы невозможно, — рассказывает Попов. — Так сейчас со всеми объектами происходит. Ни одна нормальная реставрационная фирма на такое не пойдет, потому что знает, что нельзя работу, на которую требуется год, сделать за два-три месяца. И вот еще что важно: конкурсы часто проводят летом, а дерево можно заготавливать только зимой. Зимой сокодвижение прекращается, поры законсервированы, и эти деревья потом могут стоять довольно долго. А если заготавливать в любое другое время, то лес очень быстро гниет. Работу можно вести только с сырым материалом. Сырой материал — он как пластилин: мягкий, податливый. Когда материал подсыхает, то он начинает выкалываться, настоящего качества уже не получить.

Конкурс выиграла новгородская компания «Реставратор». В конце прошлого года мне звонит академик Вячеслав Петрович Орфинский, который очень активно борется за памятники Карелии. Просит срочно приехать в Лазарево. Я поехал на машине из Кириллова, туда-обратно около 1500 км получилось. Деревня брошенная, там давно никого нет, на GPS она не отмечена. Мы едем вдоль изрезанных берегов озера, катаемся уже четыре часа, смеркаться начинает, а найти деревню не можем. Наконец какого-то мужичка встретили, он нам дорогу указал. Мы приезжаем туда и смотрим: три парня, молодые рабочие, лет по двадцать с хвостиком, которые и объясниться с нами могли с трудом. Понятное дело, что о научной реставрации они ничего не знают и ничего не умеют.

Попов уверен:  в фирме «Реставратор» рассчитывали на то, что в такую глушь никто с проверкой не приедет. Все обнаружилось случайно. А то, что сделали с часовней — грубейшее нарушение правил реставрации. Международные стандарты по реставрации деревянной архитектуры, которые Россия подписала, гласят: необходимо использовать исторический материал, исторические технологии, исторические инструменты, и рабочие должны быть специально подготовлены. А они все ровно наоборот сделали — другим инструментом, по другим технологиям.

- В Сегежу приехала министр культуры Карелии, она сказала, что работы нужно остановить и сделать все, чтобы сохранить часовню. Я даже удивился, — продолжает Попов. —  По идее, местные власти обязаны расторгнуть контракт и лишить лицензию фирму, которая берется за реставрацию и уничтожает памятник, но этого не происходит. Местный министр культуры не хочет ругаться с федеральным, насколько я понял, и там еще много других факторов. Я сначала не понимал, почему при проведении конкурсов на реставрацию ставят такие маленькие сроки — ведь очевидно, что они заведомо невыполнимы. А недавно Навальный рассказал про некоторые объекты в Сочи, где срок — 1 день. Навальный говорит — и я склонен с ним согласиться, — что это делается для того, чтобы конкурс выиграл только тот человек, на которого он рассчитан. Понятно, что за день ничего не сделаешь, но в контракте есть приписочка, которая позволяет по договоренности с заказчиком растягивать сроки. То же самое, видимо, происходит и в реставрации. Только в Сочи за большие деньги плохо строят, а памятники архитектуры за большие деньги уничтожают.

Наш сайт использует файлы cookies, Яндекс Метрику (включая РСЯ) и LiveInternet. Подробнее здесь.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram