Отчаявшиеся девушки в леопардовых платьях: фотограф показала жизнь простых русских женщин в деревне, где царит матриархат и почти нет мужчин
По данным издания Vice, все больше русских мужчин покидают деревни в поисках работы. Тем временем женщины растят своих детей и возрождают матриархат. Фотограф Оля Иванова — одна из немногих, кто решил запечатлеть жизнь обычных деревенских женщин. - Тут нет незнакомых людей. Временами случаются драмы и скандалы, но местные все равно тепло друг другу относятся. Я никогда с этим не сталкивалась. В 2013-м я поехала в Вологодский регион в маленькую деревню на берегу реки. Чтобы добраться сюда, нужно 6 часов ехать по бездорожью. Без проводника саму деревню не найти. Я обнаружила закрытое сообщество людей, живущих жизнью, совершенно отличной от моей, поэтому мой основной интерес состоял в том, чтобы показать его изнутри.
На выходных вся деревня садится за один стол, чтобы покушать, выпить и потанцевать. Праздник устраивают около местного Дома культуры, который выполняет роль бара, ночного клуба и театра. Жители представляют свои номера.
Наблюдая за жизнью деревни, Иванова поняла, что большую часть работы выполняют женщины. Мужчины в основном отсутствовали, и те немногие, с которыми она столкнулась, не хотели фотографироваться. «Мужчины отказываются выступать в деревенский день, танцевать, готовить или помогать в организации праздника. Это воспринимается как слабость. Женщины приходят на празднование в леопардовых платьях и на высоких каблуках, в то время как мужчины появляются в бесформенных брюках с бутылкой пива в кармане, но тут все еще пять незамужних девушек на одного мужчину, поэтому даже самый плохой «товар» не залеживается».
«Деревенская женщина очень часто является главой семьи. От нее зависит благополучие каждого в семье: она заботится о том, чтобы все хорошо питались и были здоровы, а также заботится о доме. Мужчины пытаются притворяться по привычке, что они держат всю власть в своих руках, но обычно они полностью зависят от своих жен», — говорит Иванова.
Доминирование женщин в общине частично определяется демографией: продолжительность жизни мужчин в России едва достигает 65 лет, и многие мужчины покидают деревни, чтобы найти работу. Все факторы способствуют тому, что невидимый матриархат лежит в основе общества, одержимого мужественностью. «Я не изучала статистику, но действительно кажется, что в деревнях больше женщин. Часто мужчины умирают, не дожив до 50 лет из-за злоупотребления алкоголем», — объясняет Иванова.
Деревенские женщины остаются любимой темой Ивановой. Ее героини разных возрастов и профессий, но все они являются частью архетипа, прекрасно иллюстрирующего роль женщины в российском обществе — или, по крайней мере, того, что от них ожидается. «Деревенская женщина сильная, она может делать почти все сама по себе, ей не нужен мужчина для домашнего труда или воспитания детей, — говорит Иванова. — Она делает все, что якобы мужские работы: косит, носит тяжелые бревна, рубит дрова. Она много работает, но не жалуется, у нее очень большое сердце, она любит своих и чужих детей, помогает соседям и родственникам, но она все еще мечтает о сильном мужчине. На деревенской дискотеке все дамы в леопардовых платьях поют свою любимую песню: «О, боже какой мужчина, я хочу от тебя сына». Кажется, это единственная функция мужчин».