Фото

«Последняя стадия становления — перестаешь фотографировать вообще». Интервью с петрозаводским мастером над альтернативными способами печати фото Анной Кондюковой

Анна Кондюкова — фотограф с многолетним стажем из Петрозаводска, которая, как она сама говорит, широко известна в узких кругах. Она занимается альтернативными методами печати, о которых долго и увлекательно рассказывает. Удивительно, но не имея даже сотни подписчиков в социальных сетях (Анна редко выкладывает свои фото), ей удается продавать свои завораживающие работы и заниматься любимым делом.

Я беседовала с Анной полтора часа, но с ней однозначно можно делать многочасовые подкасты — там увлекательно она рассказывает о своем деле. Вот некоторые из тем, о которых нам удалось поговорить.

Про творческий путь и любовь к растениям

Я фотографирую семь лет, молодым автором меня назвать нельзя. Сначала прошла обучение, потом занималась коммерческой съемкой. Снимала и юбилеи, и репортажи, но потом поняла, что это не мое. Ушла в свободное плавание, стала фотографом-фрилансером и погрузилась в разные техники печати.

Анна Кондюкова

Про меня можно сказать: «Широко известен в узких кругах». Я уже много лет занимаюсь фотографией, но никогда не стремилась к известности, всё как-то само происходит. И при этом фотографию нельзя назвать моим хобби. Сначала да, я работала бухгалтером в семейной фирме, но потом это хобби вытеснило всё из моей жизни. Сейчас я зарабатываю этим на жизнь, участвую во многих проектах. Цианотипия оказала востребованной техникой.

В основном я снимаю растения, потому что это универсальные объекты, которые есть везде. Я их выращиваю дома, чтобы была возможность работать круглый год. Еще снимаю пейзажи, немного портретов.

Почему растения, а не портреты? Поняла, что фотографировать людей — это вообще не мое, с ними сложно работать. У меня такое отношение, что портрет должен показывать характер человека, а это очень сложно — не зная человека, его сфотографировать. Тут, конечно, вопрос, зачем человек идет на фотосъемку: узнать что-то про себя или получиться красивым. Люди в цианотипии — определенная экзотика, потому что это сине-белая гамма. Как фотограф-фрилансер я берусь за ту работу, которая мне нравится. Если ко мне придет человек, захочет свой портрет в технике цианотипии и он будет мне близок по духу, то я возьмусь.

Могу вспомнить один необычный заказ — в Москве пара выкупила несколько моих работ. Они отсканировали эти фотографии и сделали из них обои. Удивительно, но это до сих пор качественнее, чем цифровая фотография по всем параметрам.

В фотографии сейчас очень много глянцевости. При это я замечаю, что людям приелся фотошоп, есть запрос на серьезность, внутреннюю работу с помощью фотосъемки. Фотограф в таком случае открывает в тебе то, что ты сам не видишь. Глазами мы видим друг друга в одном свете, а фотоаппарат показывает то, что есть, у него нет эмоциональной привязки. Поэтому так важен автор. Есть еще такой вопрос: что хотел сказать автор? А я не знаю, что я хотела сказать. Я просто что-то делаю, а зритель уже сам придумывает смыслы.

Почему ручная печать? Когда я пришла учиться, то мне уже цифровая фотография не очень нравилась. Она мне казалась плоской. Интерес к пленке был всегда, еще с юности, когда я снимала на старые пленочные камеры по типу «Зенита».

На обучении мы шутили, что есть ступени, когда фотограф становится фотографом:

  1. Фотографирует безумное количество объектов вокруг себя.
  2. Узнает правила третей и начинает к этому всё подгонять.
  3. Появляется насмотренность.
  4. Перестает фотографировать вообще.
  5. Фотографирует только тот кадр, который ясно видишь.

Я уже близка к последней стадии, если я что-то фотографирую, то делаю это осмысленно.

Я работаю во многих техниках ручной печати, отталкиваюсь от изображения. Снимаю и на цифру, и на пленку, но сейчас больше на пленку. Мне нравится сам процесс, как появляется это изображение, как ты можешь его корректировать. Есть еще большой элемент случайности, который мне тоже нравится. Сначала кадр появляется в голове, поэтому я его снимаю, а потом думаю над печатью. Смотришь на снимок и выбираешь, как он будет лучше смотреться, как выгодно представить изображение зрителю.

Каждый кадр печатается не больше 10 копий, есть такое негласное правило. Нет одинаковых отпечатков. Каждый раз получается уникальное изображение. Невозможно в ручной печати сделать два одинаковых отпечатка, для этого есть принтер.

У меня нет дилера, не продаю я свои работы на каких-то особых площадках. Так исторически сложилось, что продажи ведутся через соцсети. Петрозаводск, Питер, Москва, Хельсинки, Будапешт — география обширна. Увы, у меня не хватает времени на ведение соцсетей: четверо детей, собака и жизнь за городом накладывают свой отпечаток. Это ведь тоже отдельная работа, чтобы выставлять всё, подписывать. Надеюсь, что в ближайшее время появится персональный сайт: там будет и портфолио, и разные отпечатки.

У меня было три персональные выставки в Петрозаводске: в Музее промышленной истории, в Национальном музее РК, арт-пространстве «Синий коридор». Сейчас работы из серии «Что видит шмель...» можно увидеть в художественной галерее нового Дома культуры в ТРЦ «Тетрис». Но я больше люблю коллективные выставки, там список с моим участием гораздо больше. Выставка персональная — это как итог, а у меня пока нет никакого итога.

Про техники, в которых работает Анна

Техника эгломизе. На зеркало кладется тонкий лист золота, после чего делается гравировка и покрывается краской. Очень муторный и дорогой процесс, но выглядит потрясающе. Мы немного усовершенствовали этот процесс: разбираем старое зеркало, снимаем с него все слои до амальгамы, чистим и потом на поверхность печатаем изображение и закрываем поталью. Протравленная поталь дает ажурный узор.

Цианотипию как процесс открывали раза четыре. Первый раз это было в Индии 4000 лет назад, где изобрели способ красить все в цвет индиго с помощью растений, которые содержали в себе много железа и калия. При взаимодействии с водой и солнцем давался такой насыщенный синий цвет, который мы сейчас видим в цианотипах. В этом процессе для печати берутся две соли: железо и калий. Они сами по себе не светочувствительные, но когда ты их вместе с собой смешиваешь с дистиллированной водой, и выносишь под ультрафиолет, то получается волшебство. Можно переносить любые контактные отпечатки: как с пленки, так и с цифры.

Цианотипия делается примерно так: сначала наносишь на акварельную бумагу (она сохнет от получаса до суток), потом делаешь отпечаток. Затем делается экспозиция. Она зависит от интенсивности уф-источника, от нескольких минут до 8-10 часов для получения определенного оттенка. Промывка, просушка, потом если есть необходимость, можно нанести вторые слои. В некоторых работах до 12 часов. Даже тонированный цианотип иногда занимает до трех дней работы. Массовое производство в таком случае невозможно.

Отдельно существует цианограмма — на лист, покрытый эмульсией, выкладываются любые растения. С полученным изображением ты уже работаешь, как тебе заблагорассудится. Можно доработать изображение с помощью акварельных красок.

Цианотипия — это, с одной стороны, ремесло. Можно найти много сумок и футболок, для изготовления принтов на которых используется цианотипия. Как художественный метод это используется не так часто, а ведь это может выйти за рамки ремесла в настоящее искусство.

Цианотипия и гумбихромат — это более стабильные процессы, ты понимаешь что с чем смешивать, чтобы получился нужный тебе результат, а в других техниках сложнее работать. Вот с зеркалами, например, сложно, никогда не знаешь, как поведет себя амальгама. Особенно сложно работать со старыми зеркалами.

Где взять информацию об альтернативных техниках печати? Когда я начала заниматься, то столкнулась с тем, что это тайна за семью печатями. “Я собирал эту все по крупицам, я потратил на это полжизни, сама ходи и собирай”, — примерно так общались многие авторы, работающие в этих техниках. Но было очень много сообществ альтернативных печатников за рубежом, люди там более были открытые. Так, я познакомилась с фотографом с мировым именем Дианой Блумфилд. Представляете, она мне ответила на сообщения и даже помогала корректировать мои работы! Это меня поразило. Диана даже потом меня на выставку позвала. С ее подачи мои работы выставлялись в штате Техас на WCD-2021. А недавно четыре мои работы уехали в Новый Орлеан, где была выставка посвященная Всемирному дню цианотипа.

Про будущее

И в России, и на Северо-Западе у нас очень много талантливых и профессиональных фотографов. Но нет определенной культуры восприятия. Меня часто спрашивают: «А зачем вы этим занимаетесь, можно же на принтере распечатать. Просто, дешево и сердито». Сам процесс заморочки может понять только тот, кто в это погружен. Обыватель оценивает искусство по принципу: «Нравится/не нравится», а молодое поколение еще просит рассказать о концепции работы. И еще очень много плохих фотографий, второсортного контента, который авторы выдают его за какой-то веяние, некий визуальный штамп. Несомненно, зрителя нужно воспитывать, поднимать насмотренность и культуру.

Профессия фотографа, мне кажется, не пропадет. Предположу, что это будет некая ниша людей, какое-то более элитарное искусство. Человеческое отношение и авторский взгляд в фотографии всё равно важнее всего.

От автора. Мы настоятельно советуем не пропустить следующую выставку Анны: в живую эти работы выглядят по-настоящему волшебно. 

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Коротко о главном – в нашем Telegram