Как Парфенчиков якорь шлифовал


Недавно телеканал «Сампо ТВ 360» опубликовал в соцсетях второй ролик (простите, фильм) про командира Артура Парфенчикова. На момент написания статьи во «ВКонтакте» у него было почти 100 тысяч просмотров. Даже неловко от того, на что были потрачены деньги налогоплательщиков. «10 марта 2000 года в Петербурге был убит Дмитрий Варварин, знаменитый предприниматель, владелец контрольного пакета БОПа. Роковое событие в судьбе прославленного предприятия, наследники потеряют интерес и распродадут его по частям», - с таких строчек начинается фильм. Казалось бы, при чем тут Парфенчиков? Он, как опытный работник органов, расследовал преступление и наказал виновных? Нет. Преступление не раскрыто до сих пор. Дальше 15 минут нам рассказывают об ужасах приватизации в Карелии. «Перестанет существовать «Авангард» и Онежский тракторный завод, на грани разорения окажется Кондопожский ЦБК. Некогда перспективная республика опустилась на дно всех социальных и экономических рейтингов», - нагнетает закадровый голос. Да знаем мы, что дела не очень. А что же командир? «Парфенчиков пришел не с нуля, а с глубокого минуса. Разглядеть в обломках прошлого будущее, разглядеть потенциал...» - градус пафоса продолжает стремительно расти.

Директор Онежского судостроительного-судоремонтного завода Майзус перечисляет причины краха БОПа: «Внутренние объемы производства упали по сравнению с СССР», «источники развития были обрезаны, бюджеты не помогали», «слабое государство не справлялось». А еще ругает предшественников Парфенчикова. В общем, продираясь через тяжелый слог, пафос и нагнетание, мы узнаем, что в 2007 году БОП прекращает свое существование, а вот Онежский судостроительный завод остается на плаву, но пребывает в упадке, пока в него не начинают вливать деньги. Звучит фраза: «Благодаря протекции Патрушева». Звучат цифры о нынешних мощностях завода. Говорят о начале строительства цифровой верфи. Строить ее начали в 2022 году, и что конкретно она собой будет представлять, никто не объясняет. И на этом всё! Губернатор вслух мечтает, что Петрозаводск станет столицей пяти (или даже шести) морей. Как-то неубедительно авторы фильма показали роль главы региона в восстановлении судоходства. Завод работает, да, но БОП? Кометы в Великую Губу как перестали ходить из-за ковида, так и не ходят. Позволить себе посетить Кижи даже при наличии социальных рейсов могут далеко не все. Может быть, появились деньги пустить рейсы на Шальский берег? Опять-таки нет. Наверное, здорово мечтать о пяти морях, но сначала бы лучше организовать водные бюджетные перевозки для местных. В следующей части фильма нам рассказывают о том, как Парфенчиков спасал «Кареллеспром», продав его через несколько лет за 1,2 миллиарда рублей. Павел Дегтярев получил за эту сделку премию в 26 миллионов рублей, а потом уволился. Звучит интересная фраза про пойманного на взяточничестве Бенина: «Как часто бывает, реальный срок в пять лет заменили на условный». Погодите-ка, тут прямым текстом признают огрехи системы правосудия? Почему-то часто показывают детского омбудсмена Сараева, который не верит в убыточность лесной промышленности в Карелии. На что он намекает?

За этим следует глава о дорогих дорогах, пять из которых перевели на федеральный баланс. «Парфенчиков ставит на людей с безупречной репутацией и опытом работы в органах», - комментирует диктор. А очищение рядов чиновников в виде уголовного дела против Алексея Кайдалова - необходимая неизбежность. — По-человечески это неприятно, но я поблагодарил сотрудников ФСБ, сделано всё профессионально, — высказывается Артур Олегович про арест Кайдалова. Финальная глава посвящена «национальной идее». Концепция весьма абстрактная. Мы полагали, что здесь будут говорить о роли республики в составе Федерации, о наследии нашего края, о возрождении городов и деревень Карелии. Но нет, похоже, главная национальная идея в Карелии — это Онежский тракторный завод, который в 2018 году продали белорусской компании «Амкодор». Нам почему-то кажется, что завод не может быть национальной идеей.

Диктор удивляет фразой про «нахрапистых прихватизаторов». А в финале Артур Олегович вспоминает, как в 8-9 лет был задержан с отцом на пристани завода «Авангард», куда они пришли порыбачить. Рыбалку Олега Парфенчикова потом рассматривали на партийном собрании. К сожалению, на этом история обрывается. Наказали или нет, мы так и не узнаем. Но зато мы узнаем, что юный Артур проходил производственную практику на заводе, где полтора месяца напильником шлифовал якорь, и ему было «тяжеловато». «Петрозаводск уже не Петромагазинск, он уже заводск», — заключает губернатор. В отличие от первого фильма, на этот раз титров не показывают, поэтому кто ответственен за этот сумбурный предвыборный ролик — непонятно (в прошлый раз над фильмом работала команда из Санкт-Петербурга). Даже не хочется фокусироваться на огрехах производства. Хотя обидно за Михаила Гольденберга.

«Огромные деньги, потраченные на этот рекламный ролик, лучше было бы потратить на те же системы контроля сахара крови детям с диабетом. Парфенчиков не дает добро, утверждают родители. А Сараеву надо бы защитой прав детей заниматься, а не восхвалять своего работодателя», — пишет известный карельский журналист Татьяна Смирнова в комментариях. Поддерживаем это мнение. В Карелии слишком много проблем, требующих финансирования, и без пропагандистского фильма запросто можно было обойтись. Ведь результат выборов губернатора в 2022 году очевиден. Так лучше бы сэкономили.