«Школьники молились на переменах». Нравится ли карельским родителям, что их детям преподают религию?
Данное сообщение создано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.
Дисциплину «Основы религиозных культур и светской этики» в российских школах преподают с 2012 года, этот предмет изучают в начальной школе. Что именно дети будут изучать — религию или этику — выбирают родители. Одно из направлений религиозного курса — «Основы православной культуры», на котором детям рассказывают про Христа, Библию и главные заповеди. Мы поинтересовались во «ВКонтакте» у родителей, считают ли они этот курс полезным и как преподавание основ религий влияет на их детей.
Петрозаводчанка Светлана Филатова (фамилия изменена) считает, что преподавание религии в школе — бесполезная трата времени. Она говорит: дочь сильно расстроило то, что домашнее задание по этому предмету всё-таки задают, хотя обещали, что не будут.
Последнее, что помню из домашних заданий — письменный анализ Карлсона как персонажа с точки зрения морали, — рассказывает Светлана. — Какие у него отрицательные черты характера, в каких поступках они выражаются. Это надо было сделать письменно. Дочь больше всего возмущал сам факт письменных заданий, при том что изначально обещали, что никакой «домашки» не будет. Итоговый зачет, думаю, поставят всем «автоматом». Но предмет и я, и дочь считаем тратой времени.
Наталья Трегубова была среди тех родителей, кто высказался за преподавание религии в начальной школе у сына. В то же время она не скрывает: определить свое отношение к религии это детям вряд ли поможет:
-В начальной школе нужно было решить, какой предмет — этику или религию — будут преподавать моему 10-летнему сыну. Моя позиция такая: живешь в христианском государстве — изучай христианство! Если твоя семья живет по принципам ислама, то в семье соблюдай традиции, но религию государства, в котором живешь, ты знать обязан! Спросила мнение сына, его ответ был очевиден: «Мне всё равно!» В 10 лет сложно определиться с верой, если в семье не соблюдают традиции. А в 14-16 лет это уже неинтересно... Думаю, этой темой человек интересуется, когда определяет для себя, кем он будет, каким, какую семью создаст и так далее. Вот в этот момент и нужны знания о религии!
Жительница Карелии Елена Крылова выбрала для дочери предмет «Светская этика». Большинством голосов родители в классе проголосовали против «Основ религиозных культур», и вот почему:
Вопрос религии и отношения к ней очень сложный, — объясняет Елена. — Возможно, именно поэтому мы, родители, приняли решение не выбирать этот предмет. На уроках этикета нашим ребятам рассказывали, как правильно себя вести, они обыгрывали различные жизненные ситуации. Это факультатив, поэтому оценок не было. Но дома дочь задавала мне вопросы, было видно, что ей интересно. Думаю, научить человека вести себя в обществе нужнее, чем рассказывать ему в таком еще юном возрасте о многообразии религий, их особенностях и прочем.
Константин Бобылев против преподавания религии в школе. Он считает, что такое многообразие предметов только запутывает детей:
— Ну да — первым уроком религия, вторым и третьим — биология и физика! — грустно шутит он. — И пусть у детей мозг сломается от противоречий! Религия — затуманивание мозга!
У Татьяны Ивановой (фамилия изменена по просьбе) сын учится в первом классе. Она заявляет, что не хочет, чтобы ему преподавали религию:
-Я считаю, что ребенок, взрослея, сам решит, нужна ему религия и вера в Бога или нет, — объясняет она свою позицию. — Я считаю,что вера — это сугубо личное. Я вижу, например, как служители церкви ездят на очень дорогих автомобилях: их зарплата, даже с кредитами, не позволила бы такое купить. Я лично считаю, что все, что связано сейчас с церковью, держится на деньгах. Лучше лишний раз провести в школе математику или русский язык, чем забивать два часа в неделю тем, что многим, по сути, и не нужно.
Альбина Торкели — сама педагог. Она не считает, что религиозное воспитание должна прививать детям школа:
Это не дело школы — учить детей религии, — говорит она. — Максимум, что можно сделать, — это в курсе обществознания уделить семестр, чтобы ознакомить детей с основными религиями и их особенностями и традициями. Считаю, что школа должна обучать детей наукам, а сейчас она в основном учит детей угадывать правильные ответы на экзамене. Я часто по работе имею дело со старшеклассниками и могу утверждать, что 90% из них не знает, где находятся страны, чем они друг от друга отличаются, о столицах я вообще молчу. Также они совершенно не умеют читать тексты и пересказывать их содержимое. Уровень преподавания иностранных языков в школе ужасающий. В связи с вышеизложенным считаю, что школа не справляется со своими прямыми обязанностями и введение дополнительных предметов только усугубит ситуацию. В итоге мы получим граждан, которые правильно умеют поставить свечку в церкви, но при этом не знают больше ничего и ни о чем.
Наш анонимный источник из одной петрозаводской школы — тоже педагог. Она вспоминает, как несколько лет назад ее знакомая ученица рассказала ей, что в их школе — практически религиозный культ:
Она, правда, училась в седьмом классе и это не было связано с предметом ОРКСЭ, — вспоминает учительница. — У них там на базе школы, видимо, какая-то религиозная «мафия» действовала: девочка рассказывала, что в школе дети учились зажигать церковные свечи, молились на переменах, а девчонки ходили в платочках.
Ну и дела! Будем надеяться, эта история — исключение. Тем более что опрошенные нами родители пока не видят перегибов в преподавании «Основ религиозных культур».