«Уже жалею, что перевела»: родители Карелии рассказали, как помочь ребенку адаптироваться в новом классе
Не каждый ребенок мгновенно вливается в новый коллектив и отлично в нем себя чувствует. В России ежегодно около 6% детей переходят в другую школу. Причин обычно две. Первая — переезд в другой город или район, вторая — не устраивает качество образования или не нравится атмосфера в классе или школе в целом. В любом случае для ребенка и всей семьи перевод в другое учебное заведение всегда является стрессом.
На днях в карельском паблике «Подслушано у мам» появилось сообщение от женщины, которая рассказала, что ее дочь пошла учиться в новую школу, но в первый же учебный день заявила, что ходить туда не хочет.
— Раньше училась в обычной, сейчас перешла в лицей. Пятый класс. И уже вчера она сказала, что не хочет туда ходить, весь вечер плакала. Толком причину я не поняла, но, по ее словам, там все дети крутые, с последними айфонами, с маникюрами и крашеными волосами. У меня дочка скромная. Тяжелая на новые знакомства. Я была на линейке, видела этих девочек, рост около 160-170 сантиметров, с длинными ногтями, макияж, мини-юбки. В старой школе дети были как дети. Возможно, скучает по друзьям. В новом классе ни с кем не познакомилась. Уже жалею, что перевела ее в другую школу, — написала она, попутно интересуясь у других, стоит ли переводить дочь обратно в старую школу.
Родители Карелии начали делиться своими похожими историями и дали много полезных советов.
Помощь классного руководителя
В первую очередь, родители советуют поговорить с педагогом. Ведь задача классного руководителя в том числе поддерживание атмосферы в коллективе. Он не должен ждать, пока дети сами разберутся, если видит, что кому-то нужна помощь.
Ольга: Дайте ребенку поучиться, познакомиться, скорее всего, в классе есть еще новенькие и он сможет с кем-то подружиться. Никогда переход в новую школу, а тем более в уже существующий класс, не был чем-то простым. Вы шли туда за знаниями, вот пусть в первую очередь обратит внимание на учебу, все остальное придет. Я сама была в именно такой ситуации, но осталась и ни разу потом об этом не пожалела.
Александра: Мы переводили дочку в шестом классе. Первые две недели были слезы, истерики, нежелание идти в школу, протест, негативное отношение как к школе, так и к нам (это было только наше решение, дочка была против, подружки остались в старой школе). После двух недель сентября появились позитивные результаты. Отдельно хочу сказать, что классный руководитель у нас супер! Она очень поддерживала наше решение и дочку в период адаптации. Всегда была на связи и комментировала прожитый день.
Школьный психолог
Другие родители советуют сразу же обратиться к школьному психологу, который поможет адаптироваться. Правда, с этими специалистами в наших школах проблема — их порой не хватает.
Светлана: Сын учился в лицее № 1, там есть психолого-педагогическая служба, комната примирения. Реагируют очень быстро на любую ситуацию. Дети были разные — и помоднее и попроще, но ценились за мозги.
Светлана К.: Дочь тоже учится в лицее и ей тоже не нравились дети в классе, долго мучились, ходили к психологу. Помог перевод в другой класс в параллели.
Евгения: Когда-то я сама переходила из простой школы в лицей. Понятно, что время было другое, но тоже были «крутые» дети. И мне тоже было тяжело какое-то время, я это помню, и очень хотела обратно. Новые ребята, учителя, обстановка, распорядок. Это был был шестой класс. Но потом и дружба завязалась, привыкла, и все стало хорошо. Подождите немного, может это на первый взгляд так кажется все. Конечно, в лицей идут за знаниями (предполагается, что они там лучше, хотя ой как не факт вообще). Но без хороших отношений с одноклассниками будет очень тяжело. И неизвестно, что лучше: знания в обычной школе с нормальной психикой, или пусть даже углубленные, но в коллективе, в котором ребенку будет плохо. Я бы подождала, посмотрела. Если дочке будет тяжко совсем, мое мнение, оно того не стоит.
Внеклассные мероприятия
Между тем родители не скрывают, что разговоры из-за модной — не модной одежды в школах среди детей все же идут.
Мария: У меня старшая дочь иногда забывается: «Эта обувь — не оригинал, а реплика. Это стыдно». Мол, за обувь осмеивают. Сразу на место ставлю, что не все могут себе кроссовки за 8 000 рублей позволить и не по одежде надо о человеке судить. Когда выпендривается, что в известном сетевом магазине стремно и выбора нет — ходи босая, дорогая! Ничего, кроссовки именно из этого магазина в этом году.
Евгения: Были в такой ситуации, тоже пришли в лицей, адаптация в течение трех месяцев, Найдет друзей, не переживайте! Вы на новую работу когда приходите, наверняка тоже стрессуете. А что взять с ребенка? «Крутые» дети есть и будут, и не только в лицее. Айфоны — это ерунда. Вот мне больше обидно, когда учитель натягивает оценки таким детишкам, а они бездельничают и позволяют себе нечего не делать на уроке, потому что мама-папа где-то, кем-то наверху, а твой ребёнок действительно знает предмет, но ставят одинаково оценку. Но таких учителей очень мало и чаще наоборот бывает, адекватный учитель видит старания учеников. Объясните, что главное знание получать, а контакты наладить — это уже второе дело.
Поближе узнать друг друга и наладить отношения могут помочь совместные внеклассные мероприятия. Поэтому многие специалисты рекомендуют родителям самостоятельно предлагать варианты классу. Даже если пойдут не все дети — те, кто придет, смогут получше узнать друг друга. Ребенка после таких мероприятий легче адаптировать в классе.
Мероприятия, кстати, можно найти в новом телеграмм-канале «Выходные в Карелии».
В любом случае специалисты рекомендуют на период адаптации ребенка не обращать внимание на оценки, не ругать за затяжку на колготках, а все свое внимание направить на поддержку. Нужно помочь ему как можно скорее изучить обстановку, поведение учеников и вместе выработать в разговорах стратегию, как себя вести. Чем еще может помочь родитель:
- Подружиться с учителем. Вступать в родительский комитет необязательно, но поговорить и предложить помощь в решении разных вопросов — да.
- Дайте мягко понять, что вы чувствительная мать, а ребенок — человек ранимый и к нему нужно относиться более внимательно. Кстати, не забудьте давать ребенку в школу любимую игрушку, брелок или записку с добрыми пожеланиями.
- После уроков искренне интересуйтесь всем, что происходило в школе, задавайте ребенку вопросы, ведите диалог. Не допрос, а диалог. Вместе снимайте стресс на прогулках, катайтесь на самокатах, каруселях, вместе пейте чай на набережной.
- Помогите ребенку не потерять связь со старыми одноклассниками и друзьями, пусть они общаются по телефону, в мессенджерах, встречаются во дворе, ходят в театр.
- Вместе изучите фотографии класса и попробуйте запомнить, как зовут одноклассников. Что о каждом из них можно сказать. Так ребенку будет легче их принять, он быстрее почувствует их «своими».
- В завершение на период адаптации отмените в доме все строгие правила, пусть там царит только принятие, любовь и восхищение ребенком. У вас все получится!