Да будет свет
Я люблю фотографировать музыкантов. К сожалению, делать это удается не так часто, как хотелось бы. Но вот оказался я в понедельник на концерта Егора Калашника сотоварищи. Давно собирался. Думал, отдохну, музыку послушаю. Но на концерте также оказалась и камера.
Раньше я увлекался музыкой и на концертах обращал внимание только на звук. Постепенно все мои увлечения вытеснила фотография, и я стал обращать внимание на свет. Так вот, если со звуком концертные площадки Петрозаводска постепенно налаживают отношения, то со светом просто беда. Я уже не помню, когда последний раз снимал в городе, чтобы мне нравилось освещение на сцене.
Хотя... Лет пять назад Сергей Зобнев устраивал концерт на Кирова «Против рабства». Вот там был крутой свет! И артисты подсвечены как надо, и контровики крутые, и даже на зрителей попадало. Тогда я на свой старенький «Олимпус» с темным китовым объективом такие картинки наснимал! А на клубный концерт приходишь, у тебя профессиональная камера и светосильные стекла — и все равно не видно ни черта.
Я так радовался, когда в главном корпусе ПетрГУ отремонтировали актовый зал, поставили кучу новых софитов и прожекторов. Если бы еще умели этим пользоваться, и следили бы за этим. Когда в середине июня снимал отчетный концерт хора студентов ПетрГУ, оказалось, что просто невозможно равномерно подсветить весь коллектив. Потому что изо всех боковых прожекторов работает лишь один, из фронтальных — перегорело два, да еще в контровой грядке у красной лампы нервный тик. Как мы ни пытались настроить свет, хор все равно выглядел на сцене так, будто на него светили через решето.
До этого в «Капитале» снимали на видео концерт «Blansh». И как ни упрашивали световика сделать поярче — без толку. Он бы и рад, но, видимо, были технические заморочки, что конкретно — я не расслышал в грохоте музыки.
В «Fm» с двух сторон фронтально долбили красный и желтый прожекторы. О балансе белого можно было забыть.
В «Территории» фронтальный свет на сцену вроде неплохой. Но сама сцена неглубокая, трудно добиться драматичного освещения.
И дело ведь не только в красивостях для фотографии. Сто пудов, найдется человек, который скажет, мол, ты фотограф, твои проблемы, как снять, чтобы это было красиво. Это отчасти верно, я и снимаю. Но фотографии все смотрят постфактум, они обработаны, вытянуты, на них мерцающих свет вспышек выглядит, как часть постоянного сценического. Но ведь хочется наслаждаться «картинкой» вживую. Здесь и сейчас на концерте.
Я это понял, когда побывал на концерте «Металлики» в Петербурге. Вот где было визуальное пиршество! Такой работы осветителей я не видел больше никогда. Это ведь совершенно иная культура подачи выступления. А у нас в городе даже приезжие звезды выступают под местными фонарями. Хотя за свои гонорары, могли бы возить целый трейлер нормального светового оборудования.
Но это все было лирическое отступление. Рассказать-то я хотел о концерте Калашника. Точнее, показать. Первый раз я был в обновленном «Зигмунде Фрейде». Даже любопытно было, что там со светом. В общем, если бы не оказалась под рукой дистанционная вспышка, то и нечего было бы показывать.
А концерт хороший был. Душевный. Помню раньше, когда писал репортажи с концертов, любил покопаться в себе, чтобы передать тончайшие переживания от музыки. Такой вот был «чувственный» подход к журналистике. Наивный. Теперь-то я вообще не вижу смысла описывать концерты. Музыку нужно слушать своими ушами, не то получится как в анекдоте про Карузо и Рабиновича.
Текст и фото: Виктор Давидюк