Блоги

Индустриальный туризм в Карелии: что это такое и кому это нужно?

Недавно совершенно спонтанно я попала на экскурсию в индустриальное прошлое Карелии. Деревня Колатсельга. Сворачиваем с трассы в полное бездорожье. До мистического места каких-то 20 минут на машине и еще столько же пешком. А вообще – 4 км.

—   Вы думаете, это средневековый замок? Декорации для съемок исторического фильма? – спрашивает нас экскурсовод. — Нет. Это Тулмозерский чугуноплавильный завод.

К своему стыду, я очень мало знала об этом заводе раньше. Какие-то обрывки, сродни «что-то слышала», не более. И, конечно, я даже не подозревала, что это место настолько потрясающее. 

**

Первое сообщение о железоделательном заводе рядом с Тулмозером встречается в 1805 году, появилось оно в  «Путешествии по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя» академика Озерецковского.

В документах говорится о «Туломозерском железоплавиленном заводе олонецких купцов Ивана Бармина, Ивана Игачевского и Матвея Чогина в Туломозерском погосте, построенном в 1761 году».

Правда, проработал тот завод всего 17 лет. Выплавляли на нем до 1800 пудов железа ежегодно, но доставлять его в Санкт-Петербург оказалось экономически не выгодно. И производство остановили.

Но, как отмечают исследователи, у барминского завода и того, что стоит на реке Колос сегодня, нет ничего общего. До наших дней сохранились руины совершенно другого завода, спроектированного немецкой фирмой Люрмана по заказу акционерного общества «Сталь», строительство которого началось только в 1896 году.

Ни печальный опыт завода-предшественника, ни выводы горного инженера Константина Кулибина (внука знаменитого механика) в 1872 году, сделанные им в ходе изучения рудных месторождений, не «отговорили» предпринимателей от идеи строительства завода.

А ведь по мнению Кулибина, несмотря на хорошее качество здешней руды, «практическое значение данного месторождения было сомнительно по причине дороговизны добычи».

И все же акционерное общество «Сталь», заручившись поддержкой Великого князя Петра Николаевича, завод возвело. По самым оптимистичным расчетам, только одна из двух доменных печей завода в сутки должна была производить до 3000 тонн чугуна.

— Но за первые 4 месяца работы завода в 1900 году, на нем выплавили всего 2600 тонн чугуна, — продолжает рассказ наш экскурсовод. – Ошибок в планировании работы завода было много. Одна из домен была сконструирована неправильно, ее пришлось перебирать, стоимость заготовки древесного угля для растопки домен была выше предполагаемой. Да и вообще все затраты для производства оказались намного выше ожидаемых. Ко всему прочему, в 1901 году страну потряс экономический кризис. Тулмозерский завод, еле протянув до 1904 года, закрылся и больше никогда не работал.

**

«Mining Road», или « Дорога горных промыслов » (http://miningroads.ru/)  — так называется проект трансграничного сотрудничества, совместно реализуемый карельскими и финляндскими организациями. Цель проекта – создание уникального туристского горно-геологического маршрута, одним из ключевых звеньев которого станет «Рудный парк «Тулмозерье».

— Еще несколько лет назад сюда сложно было пробраться — зáросли по шею, бурелом, дикое мрачноватое место. Но за два последних года молодые «исследователи» потрудились на славу  – очистили территорию, отсыпали дорожки, и теперь здесь приятно просто гулять. В наших планах отсыпать обе дороги – до завода, и до штолен — к официальному открытию этой экскурсионной точки, — рассказывает Виталий Шеков, координатор проекта.

**

Удивительно, но построенные более ста лет назад строения завода и сегодня выглядят монументально. Конечно, какие-то стены обвалены, но если учитывать, что здания не эксплуатировались долгие годы, а карельский климат явно не был благосклонен к постройкам, сохранились они идеально. Такому качеству материалов и работы сегодняшние строители могли бы позавидовать. На некоторых кирпичах видны гербы общества «Сталь», а какие-то были и вовсе произведены в Швеции, о чем говорят характерные надписи.

— Здесь, по всей видимости, был литейный двор, а там вдалеке — котельная с четырьмя паровыми котлами, это бассейн, а эти отверстия в земле — подземные воздуховоды и каналы, соединенные с рекой, — мы продолжаем свой путь по территории бывшего завода. – По пути к реке вы увидите шихты, они использовались для дробления руды. А это – остатки узкоколейки, по ней через реку по дамбе и доставляли гематит.

Куски гематита сегодня разбросаны по всей территории завода. Самые предприимчивые и любознательные в нашей группе собирают поблескивающие на солнце катушки в пакетик. На память.

— В скором времени из таких кусочков мы будем делать Горных человечков – Stoneman — символ завода. А пока сувениры под ногами бесплатные, берите, сколько унесете, — разрешают нам.

Добраться с одного берега реки, где стоит завод, до другого, где расположен рудник Рогосельга (главное место добычи сырья для завода) можно двумя способами – вброд по реке или в объезд через Колатсельгу. Минусовая температура и бурный водный поток не позволили нам сэкономить время и пройти путь до гематитовых штолен пешком. Впрочем, и объездная дорога оказалось не лучше – никогда мне не доводилось ехать так медленно и так укачивающе-тошнотворно.

— Отсюда и доставляли руду к заводу, — тычет фонариком в черную дыру наш провожатый. И «ободряющие» кидает нам в спины – Если этот проход завалит, метров через 200 есть еще один выход.

Столетние штольни сегодня в аварийном состоянии. Деревянные подпорки, кажется, из последних сил выдерживают напор массива и вот-вот скинут свою ношу. А если выключить внутри штольни фонарь, можно услышать скрип измученного дерева, а может даже лязганье железной кирки о неприступную горную породу.

**

Мы все привыкли, что туристические маршруты в нашей республике замыкаются треугольником Кижи-Валаам-Соловки. Ну иногда Кивач или Рускеала. Еще реже – петроглифы. На самом же деле объектов показа, так называемых туристских дестинаций, гораздо больше. Мой совет – запланируйте себе на следующее лето поездку до Колатсельги. Уверена, вы сможете оценить романтизм и мистическое очарование Тулмозерского завода.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram