Как я искала мастера: почему опасно просить помощи в соцсетях
Обращение к многочисленным друзьям в социальной сети — самый простой и быстрый способ решить множество проблем: получить совет, найти нужную вещь, что-то продать/купить или кого-то найти. Казалось бы, удобно и хорошо. Но на практике такие просьбы могут обернуться новыми проблемами.
Сломалась у меня на днях стиральная машина, и я мгновенно оказалась перед непростым выбором хорошего мастера. Объявлений море, но как не наткнутся среди них на мошенника, разводилу или просто плохого специалиста? Мы много раз писали о том, какие проблемы возникают у петрозаводчан, безоговорочно верящих тексту объявлений с сайтов. И я решила пойти проверенным путем: попросила совета у знакомых и друзей в социальной сети «ВКонтакте».
Первые отклики появились буквально через несколько секунд после опубликования просьбы. То, что я просила совета у знакомых мне людей и только на основании личного опыта, «доброжелателей» не смущало. Какие-то мужчины писали, что они мастера с огромным опытом и низкими ценами, какие-то женщины разделяли со мной мое беспокойство и советовали мастеров, которые якобы идеально всё сделали у них дома. И так, на первый взгляд, могло показаться, что у нас в городе полно отзывчивых людей. Но, во-первых, как оказалось, совсем не в городе. И во-вторых, к отзывчивости происходящее вообще отношения не имеет.
***
«Звоните или пишите», — обращается ко мне улыбчивый Антон. На фото он в офисе. Друзей в социальной сети практически нет. А те, что есть, не из Петрозаводска. Вбиваю его номер в поисковой системе: «город Москва и Московская область».
— Здравствуйте, вы мастер по ремонту стиральных машин?
— Да.
— А в каком городе вы их ремонтируете?
— В Петрозаводске
— Какой у вас опыт работы? По вашей странице в социальной сети не создается впечатление, что вы занимаетесь ремонтами.
Я получаю достаточно внушительный список его достижений.
— Хорошо, приезжайте, — пишу своему талантливому мастеру. И ожидаемо получаю в ответ:
— Заказов очень много. Я не могу себе позволить ездить на пустые вызовы. Поэтому вам нужно будет перевести мне стоимость диагностики и залог за ремонт.
«Залог за ремонт» — это что-то новенькое.
— И какой залог? — спрашиваю.
— 5000 рублей.
— Здорово, — пишу. — А дорогу мне нужно будет вам оплачивать? Дорого, наверное, из Москвы-то на одну диагностику ехать.
Больше мне не удается ничего у него узнать, потому что появляется надпись: «Вы не можете отправлять сообщения этому пользователю».
Кто бы сомневался. Проверяем дальше.
***
Самым настойчивым оказался некий Сергей. Он согласился договориться о встрече в социальной сети и без предоплаты, и, если бы не его странная пустая страница с отсутствием друзей из Петрозаводска, я бы вполне могла поверить, что он реально может мне помочь.
Отступление: «поверить» не равно «обратиться за помощью», так как приличный негативный опыт всё равно свидетельствует о том, что обязательно должны быть рекомендации от знакомых. Некоторых «хороших мастеров» мне о-о-о-очень рекомендовали какие-то женщины из других городов и явно фейковых страниц.
Но вернемся к «Сергею». В одной из групп Кургана владельцем указанного им номера значился Николай, но услуги оказывал ровно те же самые (человек даже писал с теми же ошибками). Какой, думаю, уникальный мастер, оказывает услуги в разных городах одновременно. А вот причину раздвоения его личности я обнаружила в одной из групп Липецка.
Вот что написала девушка, которая имела «счастье» позвонить по указанному номеру:
«Идет рекомендация на «мастера» Сергея. Приходит его «коллега» без предупреждения от самого Сергея, что появится не он сам. К нам пришел Дмитрий. Помимо работы по основной причине обращения (замена подшипника) мастер предложил также заменить амортизаторы и нагревательный элемент. Изначально по телефону стоимость замены подшипника оговаривалась 1500 рублей, а вышла на 8100. Я согласилась, так как барабан был уже снят и повторно вызывать мастера не было желания (сказал, что можно и так всё оставить, но тен уже в плохом состоянии и амортизаторы лучше заменить — прыгать не будет). После установки барабана и сборки машинки он сказал, что нельзя ее трогать часа три (промазал герметиком уплотнительное кольцо). Через три часа включаю машинку для проверки — она течет и не крутит барабан. Звоню ему — он говорит, что не может такого быть, что, скорее всего, нужно еще и щетки поменять. Договариваемся на следующий день, он не берет трубку! Звонила раз 20! Выясняется, что ремонт всей техники происходит по адресу: ул. Фрунзе, д. 43 (напоминаю, что это не в Петрозаводске — прим. авт.). Приезжаем туда — там действительно есть помещение по ремонту стиральных машин, но про Дмитрия знать никто не знает! В итоге признали, что есть такой мастер и что он внезапно заболел! Их начальник Алексей дает нам другого мастера, по результатам работы которого выяснилось, что Дмитрий испортил нам барабан, поэтому стиральная машинка течет. Забрали машинку на неделю, поменяли барабан, привезли, прошло четыре стирки, и она вновь не крутит барабан. Приезжать туда и звонить бесполезно — разводят руками и говорят, с вами свяжутся. Номера телефонов, указанные в самом начале этого поста — это «колл-центр», как принято их сейчас называть (выяснилось в процессе). Безумно жалко потраченные финансы, нервы и время».
***
Захожу на страницу еще одного откликнувшегося «мастера», который уже сегодня готов вылететь ко мне на помощь. «Лишнего не возьму, диагностирую проблему совершенно бесплатно, а потом вы решаете, готовы оплачивать ремонт или нет».
— Отлично, — пишу. — Приезжайте.
— Хорошо. Но сначала вам нужно мне позвонить, чтобы подтвердить заявку.
— Зачем? — спрашиваю. — Так подтверждаю. Приезжайте.
— Нет. Нужен именно звонок. По-другому не работаю.
Ну, не работаешь, так не работаешь. Пишу следующему.
— Звоните, договоримся, — указано было у мастера.
Но я пишу. Обозначаю проблему. Он в ответ выражает готовность мне помочь, но в конце уточняет:
— Звоните, договоримся.
— А звонить-то зачем? — спрашиваю. — Давайте договоримся здесь
— Здесь не договариваюсь. Потом я приеду, а там другие люди живут…
Словно если я ему сообщу адрес по телефону, там уж точно буду жить именно я.
Не знаю, на кого это рассчитано. Но вполне возможно, что, когда человек торопится или расстроен (поломка стиральной машинки сейчас — плохая новость, даже ремонт обходится в круглую сумму), он вполне может обратиться и к одному из этих «мастеров».
Звонить не стала даже для того, чтобы узнать, как именно будут разводить эти конкретные люди. Была велика вероятность, что это банально платные линии, и с меня спишут деньги просто за то, что я с ними пообщаюсь.
Все 16 номеров, которые мне были скинуты в этот день незнакомыми людьми, оказались не карельскими. В основном Москва и Московская область. Часть страниц людей, которые мне их рекомендовали, к вечеру была заблокирована.
На самом деле, с мастерами по ремонту стиральных машин я еще легко отделалась. Когда летом я подобным образом искала репетитора, помимо вконтактовских друзей, к которым я и обращалась за помощью, мне написали 86 (!) человек. Нужен был репетитор по русскому языку, который бы приходил к нам домой в Петрозаводске. Но писали люди со всего мира, даже те, у кого в одном сообщении встречалось до десятка ошибок. Были «репетиторы» без лиц, без имен. И все они бомбили меня с утра до вечера рассказывая, как быстро мой ребенок восполнит пробелы в знаниях, работая с такими специалистами, как они.
Я журналист, и я постоянно имею дело с историями про мошенников, поэтому и тогда, и сейчас кому-то просто не ответила, кого-то попыталась вывести на чистую воду, особо агрессивных сама попробовала водить за нос. Порезвилась и на удочку не попалась. Но меня впечатляет масштаб. Как быстро и в каком количество при любой попытке через соцсети обратиться к знакомым появляются желающие на этом заработать.
P.S. Репетитора и мастера я нашла именно благодаря тому, что обратилась за помощью в соцсети, но… По совету тех, кого я реально и сама хорошо знаю.