Блоги

Что можно узнать за полчаса у самого молодого российского миллионера

В минувшие выходные в Петрозаводске прошёл VII Молодёжный экономический форум. Молодые, талантливые, целеустремлённые и успешные предприниматели и бизнесмены со всей России приехали в Петрозаводск, дабы провести мастер-классы и семинары, поделиться секретами своего профессионального роста и, самое главное, мотивировать принявшую участие в форуме публику на решительные и «предприимчивые» действия. Послушать истории успеха и получить «волшебных пинков» собралось немало людей: от состоявшихся бизнесменов, чьи компании уже смогли зарекомендовать себя на рынке, до простых студентов, ещё только мечтающих заработать свой первый миллион.

К слову, это всего лишь на первый взгляд кажется, что в кризис всё умирает. Напротив, нынешняя экономическая ситуация является благородной почвой для дерзких, смелых и решительных «зёрен»: именно компании, которым удалось перестроиться, выжить и развиться в кризис, будут править экономическим балом в ближайшем будущем.

Одной из таких компаний, стремительно набирающей рост, является холдинг Like, во главе которого стоит двадцатичетырёхлетний бизнесмен Аяз Шабутдинов. Google выдаёт примерно 45 600 результатов за 0,4 секунды при поиске информации о Шабутинове. Аяз ведет личный блог на Forbes и «Снобе» параллельно с Ксенией Собчак. За его успехами в сообществе в социальной сети «ВКонтакте» «Цель:1 миллиард рублей за год» следят более 160 тысяч человек.

Аяз на несколько часов заглянул в Петрозаводск в качестве спикера МЭФ-2015. График его визита в наш город был расписан по минутам, но мне все-таки  удалось встретиться и пообщаться с этим удивительным юношей, внешне, кстати, похожим совсем не на миллионера, а, скорее, на простого студента, разве что с чересчур уверенным и вдумчивым для своего возраста взглядом.

Ксения: Аяз, что представляет из себя холдинг Like?

Аяз: Это группа компаний, состоящая из более двадцати проектов в пяти странах (Россия, Казахстан, Грузия, Украина и Белоруссия – прим. авт.), самыми крупными из которых являются Like Hostel — сеть хостелов и Coffee Like — сеть кофеен формата «кофе с собой». К примеру, в сентябре выручка только с розничных сетей Coffee Like составила порядка 30 млн рублей. В нашей компании лишь управляющих сотрудников тех или иных проектов уже более ста человек. Кроме того, в настоящее время к сотрудничеству с нами подключаются довольно крупные игроки рынка и бизнесмены, как, например, бывший вице-президент «Евросети».

Ксения: С чего начинался ваш бизнес?

Аяз: Как и у большинства людей — с первых продаж чего бы то ни было. В 14 лет у меня был небольшой отдел розыгрышей, в 15 писал стихи на заказ и организовывал ивент-мероприятия, потом валил лес – было и такое. Если говорить непосредственно про историю появления компании Like, то всё началось в мае 2013 года, когда в Ижевске был открыт первых хостел. На сегодняшний день через франшизы у нас открыто уже 60 хостелов (1200 спальных мест), и ежемесячно 50-55 тыс. человек заходит на наш сайт оставить бронь на размещение в Like Hostel. На сегодняшний день мы являемся самым крупным хостельером в России.

Ксения: В Интернете есть история о том, как вы несколько лет назад, приехав по делам в Екатеринбург, заселились в хостел, вам там понравилось, и возникла идея открыть гостиницы подобного формата в Ижевске. Неужели в двадцатом по численности населения городе нашей большой страны на тот момент не было хостелов? В чём была фишка именно вашего проекта?

Аяз: Тогда в Ижевске был всего-навсего один хостел, но он закрылся, так как не приносил доход. Это сейчас буквально за пару лет такой бюджетный тип размещения стал популярным – в том числе благодаря нам. Но мы были первыми, кто серьёзно занялся этим бизнесом. Кроме того, мы разобрали ошибки закрывшегося в Ижевске хостела, взяли за образец всё лучшее, что увидели в хостеле в Екатеринбурге, и, самое главное, мы всё сделали для себя: мы были студентами и нам был понятен формат подобного размещения.

Ксения: И практически сразу произошёл какой-то невероятный и стремительный взлёт вверх. Как вам, таким молодым, амбициозным, с горящими глазами парням удалось найти инвесторов, которые в вас поверили и вложили в ваш бизнес деньги? Вы можете сказать, что вам фартит по жизни?

Аяз: Всё не так однозначно. В самом начале построения компании я завёл блог в социальной сети «ВКонтакте», в котором предельно прозрачно стал рассказывать и том, как я веду бизнес, и открыто публиковал все свои расходы и доходы. Однажды мне позвонили довольно крупные ижевские предприниматели, занимающиеся автоматизацией различных предприятий, которых заинтересовал мой блог. Они приехали в хостел, я им показал загрузку и все цифры. Через два месяца переговоров, а у меня на тот момент уже было несколько франчайзи, я собрал своих партнёров и сказал, мол, нам предлагают 10 млн рублей на развитие бизнеса, давайте примем решение. Ну, и мы решили брать, причём все вместе, а не я единолично – а это и есть открытый подход к бизнесу. Так у нас появился достаточно крупный инвестор.

Ксения: Что бы вы сейчас посоветовали молодому начинающему предпринимателю для привлечения инвесторов, готовых вложить свои средства в его бизнес? 

Аяз: Быть честным. Это, к сожалению, мало кто понимает, но если вы даже где-то накосячите — не юлите, а научитесь признавать свои ошибки. У нас ведь везде ищут подвох, а когда вы честны и открыты в своих результатах, вам доверяют. Я давно понял, что доверие людей есть самая твёрдая валюта из тех, что я видел. Сейчас мы запускаем сеть пекарен. Как вы думаете, кто выступил нашим инвестором? Те же самые люди, что были пару лет назад, потому что мы вели с ними абсолютно открытый бизнес и никогда не подводили. Мы и сами инвестируем в новые проекты. Например, в Курске скоро откроется полноценный ресторан доставки, в который мы вложили 7 млн рублей. Если вы смотрите программу «Вечерний Ургант», то наверняка знаете рубрику «Взгляд снизу». Так вот, компания, которая работает с детьми, участвующими в съёмках, тоже является нашим бизнес-партнёром: мы сейчас как раз находимся в стадии «упаковки» этого бизнеса.

Наша глобальная цель – это выкупить и присоединить к себе порядка двухсот компаний малого и среднего бизнеса, каждая из которых масштабировалась бы в условиях отдельно взятого региона, а все они соединялись одной сквозной программой лояльности. Вот только представьте: человек приходит в Coffee Like, пьёт кофе, накапливает бонусы, а потом на эти бонусы может, допустим, бесплатно подстричься в каком-нибудь из наших салонов красоты.

Ксения: Пустив такую глобальную бизнес-паутинку — а ведь ваши франчайзи обязаны соблюдать одинаковое качество услуг и производимой продукции, независимо от того, находятся ли они во Владивостоке или Калининграде, — как вы собираетесь отслеживать качество?

Аяз: Качество – это действительно серьёзная проблема. Мы тестировали огромное количество способов следить за качеством и пока что остановились на системе тайных покупателей, которые по заданным критериям – а их порядка сорока — оценивают работу той или иной компании и потом докладывают нам. Кроме того, для своих хостелов мы разработали собственную систему качества, которая отвечает самым  высоким требованиям.

Ксения: К совету старших акул бизнеса прислушиваетесь?

Аяз: Обязательно. Я сам вообще постоянно учусь – на своё бизнес-образование я уже потратил порядка трёх миллионов рублей, и мне не зазорно просить совета. Ведь лучше всего учиться не на своих ошибках, а на положительном результате других людей.

Ксения: Чем приходится жертвовать ради работы?

Аяз: И всем, и ничем. Ведь мы занимаемся тем, что нам нравится. Всё остальное – вопрос тайм-менеджмента: если тебе что-то важно, ты найдёшь на это время.

Ксения: Можете объективно оценить себя — три своих главных качества характера?

Аяз: Я люблю поспать и люблю кофе (смеётся). Достижимость – именно достижимость, а не целеустремлённость, заключающаяся в умении достигать поставленных целей. Интровертность – зачастую мне нужно побыть одному.

Ксения: Вы считаете себя успешным?

Аяз: Черчилль говорил так: «Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче без потери энтузиазма». Вот если успех рассматривать в таком ключе, то я являюсь достаточно успешным.

Ксения: Ваша мечта?

Аяз: Мне бы очень хотелось, чтобы про меня и про мою компанию когда-нибудь сказали, что мы смогли вдохновить миллионы людей на то, чтобы сдвинуться с места, начать что-то делать и изменить свою жизнь к лучшему.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram