Блоги

Муж бросил ее, забрал ребенка и связался с двумя другими женщинами? Пусть терпит и молится

«Проблемы насилия в семье и дома, а также серьезность и масштаб его влияния на женщин сильно преувеличены…» Такой ответ дает Министерство юстиции РФ Европейскому суду по правам человека.

Там сейчас рассматриваются дела 4 женщин. Одна из них — Маргарита Грачева, которой муж из ревности отрубил кисти рук. Ни в какой ЕСПЧ они не пошли бы. Просто российское законодательство в существующем виде не может их защитить, как не может защитить и всех остальных жертв домашнего насилия, включая тех, о которых не знает статистика.

Главная проблема домашнего насилия вовсе не в том, что ее не видит наш Минюст. В любом министерстве работают живые люди, и не какие-то там особенные, а «средняя температура по больнице». Беда в том, что эти среднестатистические люди никакого домашнего насилия не видят вовсе.

Зато в законе, который может защитить жертв, проблему видят уже сейчас. То есть самого закона еще нет, он только обсуждается на стадии проекта. Но противников это не останавливает. Не читали, но осуждают.

Не далее как в минувшую субботу против принятия такого закона в столице даже митинг собрался. Небольшой по форме, но высокодуховный по содержанию. Первый и главный аргумент участников — подрыв устоев и крах традиционных семейных ценностей.

Не будем гадать на обломках отложенных кирпичей, что должна означать эта дикая формулировка. Ведь если есть ценности традиционные, то есть и нетрадиционные, то есть какие? Плохие ценности, негодные? Тут, знаете, большой простор для трактовки.

Митинг был организован движением «Сорок сороков», которое позиционирует себя как объединительная платформа для лиц православного вероисповедания с активной гражданской позицией. Вообще, прикрывать недостаток здравого смысла религией — практика, к сожалению, распространенная. Не очень понятно, с какими православными постулатами идет вразрез закон против домашнего насилия. Впрочем, если изучить вопрос внимательнее и пристальнее, то кое-что может проясниться.

В то самое время, когда православные граждане митинговали, мне по работе попался один любопытный текст — трактат «Слова», построенный в форме беседы с христианским деятелем. Читать его целиком необязательно, я приведу вам пару-тройку цитат. Тут важно сказать лишь, что деятель этот умер в 1994 году — то есть речь идет о более-менее современных реалиях.

Итак, приступим. «Муж, говорит Священное Писание, «глава́ Есть жены́» (Еф. 5,23). То есть Бог определил, чтобы муж властвовал над женой. <...> Жена, говорит Евангелие, должна бояться мужа – то есть она должна его чтить». Поскольку любой современный закон предполагает некое равенство прав граждан, то можно считать, что с религиозным посылом монтируется плохо.

Или вот еще:

« – Одна женщина спрашивает у меня совета, как ей поступить. Муж бросил ее, забрал ребенка и связался с двумя другими женщинами. – Скажи ей, чтобы она, насколько возможно, терпела, молилась и вела себя с ним по-доброму. Пусть подождет и не расторгает брака сама». Про терпение в разных приводимых историях там вообще много. И когда муж отбирает ребенка, надо терпеть. И когда бьет, надо терпеть, потому что «о некоторых вещах, происходящих в семье, нельзя рассказать за порогом дома». Выражаясь современными языком, грешновато заявления писать в полицию и на развод подавать. Не по-христиански.

А вот эту цитатой я просто не знаю, как прокомментировать:

«...муж избивает ее и угрожает ножом. Сколько раз он кричал: «Я тебя зарежу!» И она боится, как бы он и вправду ее не зарезал! Она переживает настоящие мучения! А ведь у нее четверо детей. Родные этой несчастной дошли до того, что советуют ей развестись, но она отвечает им: «Я думаю еще потерпеть». И терпит». Автор описывает эту историю как пример женской добродетели.

Надо подчиняться. Надо терпеть и молчать. Нельзя просить защиты. Терпеть. Молчать. Этому учит религиозная мораль, и ровно противоположного хотят добиться инициаторы принятия закона. Чтобы жертвы не терпели молча. Чтобы у них была возможность рассказать и получить защиту.

И вот читаю я этот восхитительный текст, а потом — репортаж про митинг православных активистов. На фото из заметки стоит мужчина и держит плакат с надписью «Семья — самое безопасное место на земле».

И вот что я думаю: а если это действительно так и есть? Если в семьях никто никого не избивает и не отрубает женам руки? Если никто и не собирается делать ничего подобного, каким образом закон о домашнем насилии может повредить его противниками и традиционным семейным ценностям?

И если с семьями всё в порядке, может, это с традициями что-то не так?

Срочные новости в нашем Telegram