Блоги

О провинциальном гламуре, коммерческой музыке и клубной сцене

Сегодня у меня складывается впечатление, что люди, посещающие ночные клубные тусовки Петрозаводска, делятся на две категории: тем, кому до музыки и до того, что играет из колонок, вообще «по барабану», лишь бы качало, мелодия была узнаваема, а девочки рядом двигали телами, и на тех, кто придерживается определенного стиля, мнит себя знатоком виниловых новинок или старого доброго саунда, с теми же девочками, только в платьях подороже/ярче/неформальней и в другой весовой категории. Те и другие подсознательно друг друга ненавидят, и в выражениях не церемонятся. Хотя одним нужен алкотреш и знакомства с противоположным полом, а другим, в принципе, то же самое, только в другой «обертке» и с другими декорациями.

Подобная тенденция прослеживается и в остальных городах необъятной родины. Это подтверждает и мой собеседник – ди-джей, продюсер, композитор так называемой некоммерческой музыки (которая давно уже стала коммерческой во всем мире) — DJ Blasta. В простонародье – Вова. В то время как обычные дискотеки, где играет формат радио «Европа плюс», под завязку забиты, Вова и такие же как он ди-джеи, гастролируют в провинциальных городах и играют для небольшой аудитории. А с ПТЗ история вообще интересная. Тут людей иногда штормит, как при японском цунами. Примеры ниже, а пока спросим у нашего друга Вовы Blasta, что же, по его мнению, коммерческая/некоммерческая музыка?

А Вова нам ответит: «Очевидно, что то, насколько коммерческим является трек, определяет сумма, заработанная на нем различными людьми. Для меня слово «коммерческий» по отношению к музыке является скорее негативной характеристикой. Что-то такое, когда люди уже забывают о главном – о самой музыке – и увлекаются зарабатыванием на ней денег, теряя духовную составляющую. Притом я не призываю к отказу от денег. Мне кажется нормальным, когда те, кто получил удовольствие от прослушивания или танца, помогают автору не отвлекаться на другие дела и сосредоточиться на новой музыке. В условиях денежной системы материальное вознаграждение является как раз наиболее удобной для всех формой.

В этом ключе, характеристика «некоммерческий», в общем, тоже не самая позитивная. Выходит, что это музыка как раз рассчитанная на то, что за неё не будет вознаграждения. Либо это может быть противопоставление первому варианту. В таком случае мы имеем как раз достойные произведения музыкального искусства, Музыку с большой буквы. И деньги тут не причём. Коммерция – это как раз когда начинаешь связывать музыку и деньги. А деньги могут забрать душу из любого дела».

Впрочем, мир знает множество примеров, когда некоммерческое начинание приводило к популярности определенного стиля, который впоследствии становился золотой жилой и обретал известность по всему миру. Сейчас и в Петрозаводске есть такое направление. Узнать его можно по людям с дорогими телефонами и дорогой водой (именно водой), которые редко танцуют, а просто сидят и смотрят друг на друга с «воодушевленными» лицами.

Про примеры. То ли в Петрозаводске нет наркотиков (что очень хорошо и большой плюс), как в других городах, то ли сказались организация, расстояние и цена на билет, но выступавший недавно на карельском опен-эйре «Эйфория» известный во всем мире и дико дорогой по гонорару английский продюсер и drum'n'bass-ди-джей John B из Лондона, был встречен совсем небольшой кучкой преданных «колбасеров» — они дождались его выступления аж в полпятого утра.

DJ Blasta комментирует: «Конечно, отечественная клубная сцена отличается. Накладывает серьёзный отпечаток российская реальность. Отношение людей друг к другу сохраняется и в свете лазеров и дыму».

Неужели людям нужны только гламур, псевдо-роскошь (миллионеров в Петрозаводске по пальцам пересчитать можно, да и в клубах они нечасто бывают) и доступность противоположного пола (половина – с первого курса ПТУ)? Все-таки нет. Один раз на Хэллуин мы сняли почти заброшенный бокс для ремонта машин на окраине города и «замутили» там рейв с соответствующим оформлением и громким звуком. Народу была просто тьма, а костюмы, соответствующие духу праздника,только добавляли очарования «адцкому» месту. Люди сметали алкоголь в импровизированном баре, умирали от духоты, но все равно «стояли на ушах». И вдруг к этому злачному месту, о котором знали не все, стали подъезжать дорогие иномарки с дамами в вечерних платьях: «Нам сказали, что где-то тут проходит вечеринка». — «Вот эта обшарпанная дверь. Туда. Но я думаю, вам не очень понравится». К моему удивлению, эти девушки плясали всю ночь с лицами счастливых детей. После в интернете они написали о том, что иногда хочется просто убежать от всего этого навязываемого гламура в настоящий андерграунд, где люди более искренни и честны друг к другу.

Увы, это маленький процент, потому что все мы одинаковы и природные инстинкты «скакать вокруг костра» сильнее. А Вова добавляет: «Музыка попроще всегда найдёт слушателей попроще, все закономерно. Это удел не только регионов, в столицах точно так же существуют такие «дискотеки».

Антон Борланд

Срочные новости в нашем Telegram