Блоги

Особенности провинциального сервиса по-петрозаводски

Грешновато северному жителю на жару жаловаться. На днях шла я так по раскаленной лесополосе, населенной лишь комарами и цыганами. Голову напекло сильно. Шла и думала: а разве лучше было бы, если бы таксист высадил меня на полдороге в тридцатиградусный мороз?

Началось с того, что у меня размена не было. О чем я и сообщила при вызове «мотора». Сдачу, мол, приготовьте. «Через 5 минут к вам подъедет автомобиль», — весело бряцнуло в ответ приложение.

Водитель вместо «здрасьте» сразу же залез на воображаемую кафедру и прочел мне лекцию о том, что он не кассир, сдачи у него нет и не будет и вообще пассажиры — исчадия ада. На мое робкое предложение заехать на заправку за сигаретами и разменом я была удостоена второй части лекции — на этот раз о вреде курения, о том, что если я за бесплатно хочу за сигаретами скататься, то это очень нечестно, ну и, конечно, снова о сдаче, которой, как мы помним, по-прежнему нет и не будет. В ответ на попытку прервать фонтан красноречия мне в резкой форме было предложено немедленно покинуть транспортное средство.

Высадили меня в малонаселенном месте у развалин древней водонапорной башни. Таблички с адресом на ней не было, куда вызывать такси, я не знала. Местных спросить боялась, а комары не желали со мной разговаривать. Интуитивно определившись с направлением движения, я начала усиленно думать.

Смотрите. Получить за свой товар или услугу деньги — проблема продавца. Если принять плату продавец не может, то покупатель даст денег другому продавцу. Кажется, простая схема. Должна бы работать. Только не работает почему-то.

Сейчас снова будет это надоевшее многим сравнение, но я правда не помню проблем со сдачей где-нибудь, кроме России. Сдача с сотни евро в кебабной палатке в Йоэнсуу — пожалуйста. Сдача с полтинника в кофейне на окраине Рима — пер пьячере, синьора. Такси в Барселоне, уличные торговцы в Берлине и Стамбуле, кафешки на Жижкове в Праге — сдача есть везде. А если ее почему-то нет, то перед вами будут извиняться, как будто нанесли смертельное оскорбление. И тут же сдачу найдут.

На родине мы не можем ждать подобных милостей от продавца. Спасение утопающих, как известно, — дело рук самих утопающих. Хотите, чтобы не было проблем с расчетом, — позаботьтесь об этом сами. И заплатите сами. Все — сами. А то вас много, а продавец или таксист — один. Он и так устал, а вы тут еще про какую-то сдачу.

Скажете, карточку надо иметь. А давайте я и про карточку вам расскажу тогда. Всего года 4 назад потребовалось мне купить билет на самолет одной отечественной авиакомпании. Почему-то ни на каком «Авиасейлс» купить его было нельзя, на сайте перевозчика тоже. А я как раз летела откуда-то, ну, думаю, сейчас в аэропорту и куплю. Вижу стойку «Билеты на все направления». Нужный мне билет есть, протягиваю карту и слышу в ответ: «А мы только наличные принимаем». Ну что, господа любители безнала, шах и мат. А если бы мне не одного человека из Питера до Мурманска надо было отправить, а семью из четырех человек из Москвы до Владивостока и обратно? Я чемодан денег должна была бы принести?

В одном из выпусков своего «Парфенона» Леонид Парфенов говорил о том, что признаком нормальной экономики в первую очередь оказывается уровень сервиса в ресторанах. То есть когда владелец заинтересован в том, чтобы его гостям было комфортно и они возвращались снова и снова. Это значит, что существует спрос, логично порождающий конкуренцию.

Полностью разделяя утверждение Парфенова, я бы еще добавила, что речь тут, конечно, не только о ресторанах, но и об уровне сервиса в целом. И мне тем более удивительна ситуация, когда спрос на услуги очевидно есть, но конкуренции как будто и нет. Вам неудобно — ваши проблемы. По закону обязаны сдачу давать? Да ничего мы вам не обязаны. Выметайтесь из машины и на улице права качайте.

В общем, за всеми этими размышлениями добралась я до человеческого жилья и снова вызвала такси. Приехавший водитель долго возмущался, как же так, мол, нельзя высаживать, и сдача должна быть, тем более вы предупредили. Потом признался, что у него тоже размена нет, но это не проблема, сейчас заедем на заправку, разменяем. Заехали. Вон там вход, говорит таксист, идите, меняйте. Я не буду вам ожидание ставить, так и быть.

Хорошо, не предложил у местных по дороге разменять. А то вдруг на заправке сдачи не будет.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram