Почему воспитателям и учителям наплевать на ваших детей
На той неделе в Перми 3-летний малыш обморозил пальчики во время прогулки в детском саду. Ребенок потерял варежку и какое-то время, очевидно, терпел, а потом обратился за помощью к воспитателю. Воспитатель не нашла его варежку и оставила ребенка на улице. У малыша совсем замерзли пальчики, и он начал плакать. Для успокоения ребенка воспитательница прикрикнула на него. После прогулки мальчика положили спать и позвонили папе.
Папе сообщили, что у его сына сильно замерзли пальцы и что они твердые. Также попросили забрать ребенка домой. Папа приехал и повел ребенка в поликлинику. Педиатр отправила маленького пациента в травматологию, где поставили диагноз «обморожение 1-й степени». Когда папа стал выяснять у воспитательницы, как такое могло случиться, та сообщила, что она не могла отправить мальчика в группу, так как должна была присматривать за остальными. На вопрос о целесообразности повышения голоса на ребенка, когда тот плакал и просил помощи, она пояснила, что это было сделано только для того, чтобы ребенок не напугал остальных ребят своим рыданием. Воспитательница добавила, что пыталась предотвратить беду тем, что просила детей не играть в сугробе. Папа написал заявление на имя заведующей детским садом и будет переводить ребенка в другое дошкольное учреждение.
Вот мне кажется, у любого нормального человека не может произойти такой ситуации. Конечно, ребенок может потерять все что угодно или навредить себе или другим детям по неосторожности. Но это ребенок. Несмышленый маленький человек. А как можно просто не помочь ребенку, когда ему нужна помощь? Тем более когда он сам ее просит? Как это можно? Что это вообще такое? Мне кажется, что абсурдность этой ситуации явна и безапелляционна. Такие странные и крайне непонятные оправдания своего равнодушия никем не могут быть восприняты. На мой взгляд, это просто халатное отношение к своей работе, безразличное или бездушное отношение к маленьким детям, леность и нежелание хоть немного напрячься и выйти из своей зоны комфорта, и вообще отсутствие мало-мальского инстинкта самосохранения.
Во-первых, про отношение к работе. То, что работать воспитателем или учителем – это призвание, мы все уже триста раз слышали, и, к сожалению, эта фраза потеряла всякий смысл. Более того, она имеет некий ироничный подтекст. Не забудем припомнить моего любимого политика Медведева Д.А., который не преминул напомнить о том, параллельно намекая на прекращение каких-либо ожиданий достойного вознаграждения за эту важную миссию. И вот она, работа. Работа очень серьезная. Здесь нет мелочей, за всем нужно углядеть, нельзя расслабиться ни на секунду, нужно следить за каждым своим словом и жестом. Безопасность детей превыше всего. Важным компонентом работы является образовательная деятельность дошкольной организации, которая строится по государственным стандартам. Пособий чаще всего не бывает или их очень мало, поэтому воспитатели до сих пор кустарным образом делают их сами и за свой счет.
Родители поадекватнее сдают деньги или покупают нужные наборы для образования их же детей, а не очень серьезные родители начинают заявлять, что образование должно быть бесплатным и их не интересует, как этот садик будет выкручиваться из этой ситуации. Заработная плата у воспитателей муниципальных детских садов маленькая. И это тоже всем без исключения известный факт. То, что видят губернаторы и президенты в отчетах на бумаге, – это, ясное дело, фикция и ловкость рук без мошенничества, естественно. То, что получают на свою зарплатную карту работники дошкольного учреждения, – это страшная тайна, которую никогда не узнают люди в костюмах. И с этой страшной тайной люди живут и стараются выжить, оплатить коммунальные платежи, купить продуктов и даже иногда купить нечто вроде одежды или обуви. Ну и можно продолжать эти жуткие страдания по этому поводу, но они, к несчастью, никому не интересны. Эта одна сторона работы. Важная, серьезная, но малооплачиваемая. И это накладывает отпечаток на характер человека, который этой работой занимается.
Во-вторых, про любовь к детям. Совсем не обязательно люди с педагогическим образованием должны иметь слабость к каждому ребенку. По известным причинам в педагогические колледжи или вузы идут учиться те, кто не всегда хочет связать свою жизнь с воспитанием или обучением детей, при этом положив ее на алтарь призванию. Молодежь просто хочет получить образование. И все. И так случается чаще всего. Потом некоторые, из не собиравшихся работать в саду, побегают по частным конторам, где их несказанную личность попросят не высовываться, да и вспомнят о своей настоящей специальности. Ба! Да я же воспитатель! И идут. А там, к их разочарованию, работы с детьми не так много, как много всяких отвлекающих факторов в виде бумажек, родителей, администрации и разнообразных проверок. А теперь еще с помощью красивых слов «модернизация» или «реорганизация» согнали по 30 человек в одну группу. Конечно, редко бывает так, что все 30 приходят в сад, но 19-25 детей бывает.
И, представьте, в 7:30 они заходят, и только обычно после 17 часов их потихонечку разбирают по домам. Кто не понимает, как это, хотя бы присутствовать в помещении какое-то время, где такое количество детей, то советую узнать о жизни у знакомых, у кого двое или трое детей. Они-то обычно детей отводят с радостью по садикам и школам, потому что они знают, что такое целый день провести с детьми! Они, сладкие и милые детишки с ямочками на щечках и озорными улыбками, – те же великие манипуляторы, которые будут добиваться своего любой ценой. Разница лишь в способах и желаниях. Ну и, конечно, при разных людях дети ведут себя по-разному. Наверное, скажу не очень приятную вещь, но любить всех детей без разбору – дело почти невозможное. Все знают, что дети, как взрослые, бывают разные: добрые, ласковые, вежливые, молчаливые, болтливые, агрессивные, грустные, глупые, умные и так далее. Так вот, обычно детей с проблемами поведений не очень-то любят, потому что с ними тяжело, и они сподвигают либо других детей на какие-то хулиганства, либо просто задирают менее сильных детей. Короче, приносят проблемы. Ну, вообще-то, во взрослой жизни точно также.
Проблемных людей не любят. С ними неудобно. Одно «но» все же появляется, это дети, проекция родителей или тех, кто их воспитывает. Если ребенок не имеет патологий в анамнезе, значит, его поведение является следствием чего-то. И более терпеливый, любящий или просто смышленый воспитатель или педагог будет разбираться в этом, не отталкивая таких детей на второй план. И может тогда, этот непослушный ребенок будет с радостью ходить в садик к Светлане Ивановне и слушаться ее, потому что она на него обращает внимание. Так поступят те воспитатели или педагоги, которые имеют определенные личные качества, которые есть не у всех. И все это тоже накладывает свой отпечаток на личность воспитателя.
В-третьих, про лень и про нежелание делать то, к чему не привык. Я согласна с тем, что проще и легче жить тогда, когда знаешь, что тебя ждет, когда знаешь свои действия и даже фразы наперед, когда имеешь план и алгоритм его выполнения. Это в идеале. Хотя люди все разные и кому-то по душе приключения и драйв. Однако стабильность и уверенность в завтрашнем дне всегда идет на пользу. Так вот, не всегда удается жить по плану, тем более у нас, тем более, когда работаешь с детьми. И всякие казусы случаются чуть ли не каждый день и чуть ли не дважды, трижды, четырежды, а то и больше раз в день. Дети постоянно в движении и могут причинить себе или другим детям травмы.
Воспитатель должен быть к этому готов. Он должен сориентироваться быстро и четко в своих действиях, ибо пострадавшему ребенку больше неоткуда ждать помощи. И если воспитатель в сложившейся ситуации ведет себя не совсем адекватно, то ребенку от этого хуже. А значит, проблема может стать серьезнее и повлечь непоправимые последствия для здоровья. Такие случаи требуют от воспитателя забыть слова «не хочу», «не знаю», «не мои обязанности» и сделать все, чтобы малышу было не больно, не холодно, не жарко, не мокро, не липко, не грязно и так далее. Нужно просто сделать то, что не совсем входило в сегодняшний план действий, а внести коррективы и не полениться замотать пальчик, надеть рукавичку, снять теплую кофту, переодеть штанишки, помыть детскую ручку и так далее. Работа воспитателя – это прежде присмотр и уход. Так будьте добры, обеспечьте присмотр и уход. И эта сторона работы тоже накладывает свой отпечаток на персоналию воспитателя.
В-четвертых, про инстинкт самосохранения. В каждом нормальном человеке заложен инстинкт самосохранения. Если он отсутствует, значит, что-то с человеком не так. Нельзя по законам жизни желать себе худшей доли или хотеть страдать и умирать. Мы все хотим хорошо жить, не болеть, иметь блага цивилизации, чувствовать себя нужными и важными. Ну и так далее по списку. Когда работник делает на работе что-то такое, что может навредить его репутации, жизни или здоровью, он или не очень умный, или ленивый, или просто очень наглый. Если мы, работники образования (практики, не теоретики) будем игнорировать просьбы наших воспитанников, то рано или поздно мы чем-то поплатимся из нашего списка. А просьбы маленьких детей довольно просты и вполне выполнимы. Так может проще даже иногда немножко напрячься, чтобы решить какую-то проблему, чтобы потом было легче, и прежде всего себе легче. А не наоборот, пожалеть себя сейчас и не приложить усилия для выполнения важной просьбы ребенка, а потом нести наказание за такое странное поведение. Почему немножко не смотреть наперед и не обезопасить хотя бы себя? И эта вещь, мне кажется, должна быть на подкорке у каждого воспитателя и педагога. Одна моя хорошая знакомая тетя проработала в детском саду более 30 лет и, когда вышла на пенсию, сказала: «Слава богу, все прошло нормально. Не посадили и никто не покалечился за мое воспитательство!» А я знаю, насколько она ответственный и уважаемый человек в своем городе, несмотря на такое кокетство, присутствовавшее в ее словах. Но доля правды в этом есть.
Детский сад моего сына находится не в городе. Мы живем в деревне. Или, можно сказать, за городом. И садик он посещает местный. Я уже как-то писала про садик, когда поработала там немного. Сказать, что я была удивлена, ничего не сказать. Я просто не знала, что деревенские садики в таком состоянии. Но сейчас не об этом. Дети в нашем садике довольно часто ходят на экскурсии. Это, возможно, громкое слово для нас, но для них это действительно экскурсия. То они посещают библиотеку, то пожарную часть, то поликлинику, то аптеку, то Дом культуры. У детей не в городе не так много возможности увидеть что-то интересное и развивающее, поэтому воспитатели выкручиваются, как могут. Однажды я забирала ребенка с садика и увидела, что его руки были красные. Я его спросила, что случилось.
Мой сын объяснил мне, что они ходили на экскурсию, а у него не было варежек или перчаток. А я ему утром того дня специально положила перчатки в карманы куртки, чтобы они не потерялись с полочки. Мой сын про это забыл, а воспитатель не знала. Экскурсия у них была до их дневного сна, то есть, получается, прошло 4-5 часов после их прогулки, а руки до сих пор не отошли от переохлаждения. Я стала выяснять у сына, как так случилось, что ему не надели перчаток. Он мне сказал, что его увидели без перчаток уже в пути и сказали ему держать руки в карманах. Вот так. Я заглянула к воспитателю и спросила, почему они в ветреный осенний день не убедились, что все дети одеты тепло, прежде чем уходить от садика на какое-то расстояние. Мне пояснили, что не знали, где у него были варежки или перчатки, да и вообще, только потом заметили его с голыми руками. Я не стала их как-то наказывать или скандалить. Это было бесполезно. А ребенок мой потом приболел. С тех пор у нас несколько перчаток или рукавиц в шкафчике.
Вот скажите, мне, люди добрые, такое отношение к детям – это норма? Вот знаете, если бы у меня такое случилось в группе, я бы дала свои перчатки или варежки ребенку. И сама бы засунула свои руки в карманы. Я понимаю, что всех осчастливить невозможно, да это и не нужно! Но выйти чуть-чуть за рамки своих прямых обязанностей можно. Ведь, например, по противопожарным нормам мы должны сопровождать своих детей и обеспечить им первым выход из горящего здания школы или сада, а потом уже и самим выбегать и спасать свою жизнь. Сначала дети, потом мы. Значит, если бы не дай бог что, то детей бы все покидали и побежали спасаться? Я могу так говорить, потому что сама несу такую же ответственность за детей, пока они в школе.
Я понимаю, что люди, возможно, черствеют с годами. Я понимаю, что каждый день невозможно отдавать свои варежки и морозить собственные любимые руки. Я понимаю, что порой детей в массе воспринимаешь не как отдельных и ранимых индивидов, а как кучу мала. Но разве так можно? Ведь только представь, как этому малышу холодно сейчас! Ведь ты же знаешь не понаслышке, как замерзают пальцы! Как может взрослый человек не пожалеть просящего о помощи ребенка, а пожалеть себя и отказать этому ребенку? Он стоит и плачет, а взрослый человек на него кричит. И ведь ребенок ничего плохого не сделал. Он просто замерз. Концлагерь, честное слово!