Про Муму и Бульбу
Блоги

Про Муму и Бульбу

Блог Аллы Константиновой

Что вы помните из биографий великих писателей? Хоть какая-то сочная деталь из описания их жизней осталась? Ну, например, что Булгаков два раза в день принимал морфий, Толстой был веганом, а Марина Цветаева изменяла своему мужу с женщиной? Вряд ли — в голове плавают отрывочные даты и названия: «кавказский период», «Болдинская осень», в таком-то году родился, в том (или не в том?) умер... Чую, будь я учителем (а образование вроде как позволяет), на моих уроках царила бы анархия.

В седьмом классе мы писали сочинение по «Тарасу Бульбе» Гоголя. Нужно было выбрать любого из трех героев — Тараса, Остапа или Андрия — и подробно описать, как ты к нему относишься. Я выбрала Остапа и написала что-то там про любовь к родине и сыновий долг. Мол, был Остап настоящим героем и умер по-геройски. За сочинение я получила пятерку. А моя подруга, выбравшая Андрия, схлопотала двойку. И не потому, что повесть она не читала или была безграмотной, нет. Прилежная ученица получила двойку за то, что в сочинении не стала осуждать поступок младшего сына, который переметнулся на сторону врага из-за любви к красавице-панночке. «Любви можно все простить» — написала подруга, за что была пристыжена учительницей перед всем классом. Оно и неудивительно, ведь школьная программа ясно давала понять: Остап и Тарас — герои, Андрий — предатель. Позже преподавательница предложила подруге переписать сочинение, заменив образ Андрия на кого-то из «положительных» героев повести. Подруга отказалась, оставшись с двойкой и подорванной верой в миссию литературы.

Надо сказать, после этого случая я и сама стала внимательнее приглядываться с литературным персонажам. Оттого и двоякое отношение к героям общеизвестных произведений меня до сих пор преследует. Взять, хотя бы, Катерину Кабанову из «Грозы» Островского. Ну какой там «луч света в темном царстве», я вас умоляю? По мне — обычная отчаявшаяся мадам, от безысходности отдавшаяся первому попавшемуся мужчине. Да, если верить Островскому и самой Катерине, Бориса, с которым она изменила мужу Тихону, эта женщина любила. Вот только любовь ли то была? По тексту тот страстный вечер был вообще их первой личной встречей! То есть, едва распрощавшись с мужем, Катерина вдруг внушила себе, что страстно любит. Отключила голову и, не зная о «любимом» простейших вещей — да хоть бы то, как он пахнет! — пошла к нему и отдалась. А потом еще и убилась к чертовой матери. А по Островскому это вроде как протест.

Я с детства не принимаю «бунт» Герасима, который утопил-таки бедняжку Муму, не осмелившись ослушаться барыню. Потом-то он ушел от тиранихи. И чего, спрашивается, погубил животинку? Этот вопрос, знаете ли, до сих пор меня заботит, и никакие объяснения о рабском сознании и крепостной «вертикали власти» на меня не действуют.

Как не действуют на меня и стихи Пушкина. Убейте — не трогают, разве что только парочка. Зато к пушкинской прозе, из которой обычно выделяют только «Капитанскую дочку», у меня особое отношение. В детстве, приезжая к бабушке, я каждый раз брала с полки книжку, читала одну и ту же сказку, под конец которой непременно начинала тихонько плакать. И плакала я то ли оттого, что сказка грустная, то ли потому что она еще была и незаконченной. Долгое время я даже не знала, что эту сказку написал Пушкин. Потом увидела подпись: Александр Сергеевич. «Сказка о медведихе».

Поправьте меня, если я не права, но мне кажется, что сухими фактами и без того нагруженную голову школьника не приманить. Конечно, дети должны знать, когда и по каким причинам классик написал то, что сейчас читает полмира. Однако главная задача мозга школяра — заинтересоваться автором как личностью и понять, что Достоевский — тоже человек, а не просто дядька с пыльного портрета. А может даже с этим дядькой поспорить. Ну или на худой конец с учителем. А это не всегда получается. Еще одна моя одноклассница любила литературу, но на уроках почти никогда не соглашалась с учителем. В знак протеста учила не те стихи, читала «непрограммные» произведения. Поняв, что хороших оценок не дождаться, на уроки литературы откровенно забила — ее аттестат тому свидетельство. Зато сейчас, спустя почти семь лет, она знает наизусть такое и рассуждает о книгах так, что всем нашим отличникам это даже не снилось. Да что там — насколько я могу судить, сейчас эти отличники вряд ли вообще что-то читают.

Кстати, история с «Тарасом Бульбой» на том сочинении не закончилось. Будучи на пятом курсе, я проходила практику в школе. Все, как под копирку: седьмой класс, Гоголь, казаки... В моем классе был вялый-вялый парень, чья челка свисала до подбородка, а когда он ее отбрасывал с лица, я видела остекленело-равнодушный взгляд. Повесть мы успешно изучили за три урока, и порой мне даже стало казаться, что чёлка меня внимательно слушает. После, предложив ради интереса нарисовать дома по портрету каждого из казаков, была уверена: этот вялый — забьет. Каково же было мое удивление, когда на следующем уроке он подошел ко мне и смущенно сказал: "Я Тараса нарисовал. «ВКонтакте». Вечером, найдя его страничку в сети, я долго смеялась. На стене мальчика и правда красовался Тарас Бульба. С нунчаками в руках.

16+

Миссия «Губернiя Daily» — быть самым интересным и необычным интернет-порталом. Сайт создан журналистами газеты «Карельская Губернiя».

Архив

© 2011-2021 Губерния Daily. При использовании информации, размещенной на сайте «Губернiя Daily», активная ссылка на материал обязательна

Наверх
Change privacy settings