Блоги

Жертвоприношение

Блог Александра Фукса

До этого жуткого случая я относился к крещенским купаниям вполне нейтрально. Думал, раз верующим Бог велит обязательно испытывать себя ледяной иорданью, то что ж тут поделаешь. Если уж правила такие. Может, им и не холодно вовсе. Опять же, оно, наверное, стоит того. Грехи смываются или недуги уходят. И вдруг две недели назад в проруби на глазах собственных детей утонула женщина. «На все воля Божья», — написал какой-то человек в комментарии под этой новостью. Но неужели Бог действительно мог этого хотеть?

Я ведь, как, наверное, и многие, начал смотреть это видео. Но на детском крике моментально выключил. Хватило. Это что за жертвоприношение такое? Зачем? Ради какого высшего смысла? Ночь. Тьма. Холод. Уносящее под лед течение. Как можно добровольно туда лезть? Что это за крайняя степень религиозного фанатизма? Разве может церковь требовать от людей такого мученичества?

Почитал литературу, пообщался со служителями церкви, и оказалось, что никто этого не требует. Нет такого церковного установления. Есть народная традиция. Причем, как говорят, уходящая корнями даже не в христианство, а в язычество. Еще есть удаль. Забава. Есть ложное представление о религии. А правила такого нет.

Некоторые священники смотрят на это дело лояльно. Мол, ну, если нравится людям закаляться, пусть закаляются. Не наказуемо. Лишь бы бригада МЧС рядом была, и доктора чтобы дежурили. А то ведь и сердце от холода остановиться может. Особенно, если выпимши. Спуск в воду должен быть оборудован. Желательно на мелководье, и чтобы озеро, а не река. В смысле, чтобы течения не было.

А другие священники так и вовсе против этого баловства. Не искупаются, говорят, грехи купанием. Не смываются водой. Их покаянием искупают, молитвой да исповедью. Это, говорят, подмена подлинной веры внешним ритуалом. Суеверие и мракобесие. В общем, в любом случае, ни Бог, ни церковь не требуют рисковать здоровьем и жизнью. Но наш народ год за годом продолжает на грани слабоумия и отваги запихивать себя под лед.

Причем ведь ни в каких других христианских странах этой бесшабашной традиции нет. Где-нибудь в Италии вроде и теплее, и христианство там зародилось на тысячу лет раньше, чем на Руси, но не бросаются там люди в воду в январе месяце. Ну, предположим, католики нам не указ. Но ведь и в теплой православной Греции нет массовых зимних ныряний. Так что, если оглядеться, это чисто наша примочка. Размахнись, рука, раззудись, плечо! Типа как в Масленицу лица друг другу побить, лампочку в рот засунуть или железные качели на морозе полизать. Пытливость, так сказать, ума в сочетании со смелостью и безрассудством.

А то еще пишут, что Иван Грозный любил заставлять бояр перед иностранными послами в прорубь кидаться. Прямо в шубах и куньих шапках. Или без оных, не важно. Главное, чтобы иноземцы видели, что вот, мол, мы какие отважные, а потому и на поле брани нас не одолеть. Нда. Ну а кто в прорубь не полезет, того на кол. Тут уж свобода выбора. Не хуже, чем у других.

Причем, говорят, в дореволюционной России массовой традиции подледных купаний не было. В одном из рассказов Лескова герой с ужасом смотрит на помещицу Плодомасову, которая в Крещение залезла в воду. Редкость потому что. Диковина. Потом советская власть и вовсе все религиозные отправления задавила бульдозером. А в перестройку это дело возродилось с новой силой. Как-то очень совпало с нашим менталитетом. Тут тебе и удаль молодецкая, и легкая нотка безумия, и детская вера в чудеса. Чтобы как в «Коньке-Горбунке» — нырнул, вынырнул и похорошел. Быстро, весело и эффективно.

Одна моя коллега как-то нырнула в прорубь больная с температурой 38,5. Думала, что выздоровеет. Не выздоровела. Но и не умерла. А значит, однозначно волшебная вода. Грех в нее не кинуться. А там как Бог даст. Или не Бог.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram