Частное мнение

«Больше всего меня возмущают будущие медики, которые сдают экзамены с помощью шпор!» Ассистент ПетрГУ анонимно о современных студентах и списывании

Я не преподаватель, а из части, скажем так, ассистентского состава ПетрГУ. Кафедру, на которой работаю, и должность свою не называю, потому как высказываю чисто личное мнение. По сложившейся многолетней практике перед экзаменом я выдаю студентам билеты, потом какое-то время (до прихода экзаменатора) сижу в аудитории, а группа готовится. То, что я видела и о чем расскажу, далеко не ново и имеет вековую историю. Вопрос в том, как к этому относиться и что с этим делать.

Что студенты шпаргалили всегда и везде, ни для кого не секрет. Кто-то халатно относится к учебе, в каких-то случаях просто физически невозможно все выучить и понять (да, такое тоже бывает). То есть оправдания таким поступкам все-таки можно найти, хотя, на мой взгляд, у студента, который постоянно списывает, может закрепиться рефлекс, что учиться-то вовсе не обязательно! Такому и в голову не приходит, что он поступил не в самый плохой вуз страны и должен получить образование далеко не ради диплома. И если не можешь или не хочешь учиться здесь, не учись! Выбери иную специальность, поступи в другое учебное заведение или, в конце концов, иди работать.

В данной ситуации меня больше возмущают студенты-медики, пытающиеся сдать медицинские дисциплины с помощью шпор: ведь это будущие врачи, которым просто необходимо выучить важнейшие предметы! Я слышала ответы студентов на экзамене, не могущих сказать, как подготовить больного к операции. Спросите об этом любого человека, которого везли на каталке в операционную, и он все вам расскажет не хуже любого медика. А студенты могут об этом не знать, хотя выучить такой материал просто элементарно. В будущем подобные молодые специалисты станут лечить людей, в их руках будет находиться чужое здоровье. А их знания так и останутся на шпаргалках.

Впрочем, сейчас чаще всего это уже не бумажные шпоры, а беспроводные технические устройства, помогающие не провалить экзамен. А когда были еще проводные, как только не пытались их скрыть студенты и студентки медицинского факультета! Высокие воротники свитеров, колпаки, распущенные волосы. Схема известна всем: помощнику передается номер билета, а тот диктует ответ. Вспомните сценку из фильма шестидесятых годов «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», где студент, притворившийся, будто у него болят зубы, и замотавший себе щеку косынкой, пытается получить ответ через своего «ассистента». С тех пор в психологии таких студентов ничего не изменилось.

На разных кафедрах к списыванию относятся по-разному. Где-то строго следят и если только заметят — сразу вон из аудитории и на пересдачу, а другие преподаватели будто специально не замечают, что студенты мухлюют, а те постепенно начинают держать их за дураков. Я могу сообщить преподавателю, что такой-то студент сидит со специальным устройством, но у меня нет права удалять такого с экзамена, да и выступать в роли какой-то «стукачки» мне не очень-то хочется. Я пыталась делать девушкам и молодым людям соответствующие замечания, так мне еще и дерзили! И в конце концов не я принимаю экзамен, не я оцениваю знания студентов.

Любой преподаватель может досконально проверить, насколько хорошо студент подготовился к экзамену. Помню, когда училась я сама, лекции по одному из самых важных предметов у нас читала некая дама. У нее было невозможно списать, потому что, хотя мы и готовились по билетам, при ответе она начинала гонять по всему материалу и легко узнавала, кто чего стоит. Ее сильно боялись, но и уважали. Дрожали перед экзаменом, зато выучивали от корки до корки. Шпаргалок по ее предмету никто никогда не писал, и — что примечательно! — во время подготовки ни один человек не выходил в туалет, тогда как с других экзаменов отпрашивались толпами.

Студенты других университетских факультетов ни в чем не отстают от медиков. Если на медфаке в помощь идут карманы и воротники халатов, колпаки, то у других студентов даже больше возможностей. Пишут тонкой ручкой формулы на ногтях, на ногах, на руках. Девушки вкладывают шпоры в колготки, нашивают на юбки специальные карманы, даже вставляют шпоры в декольте! Ведь мало какой преподаватель спросит: «И чего это вы туда все время смотрите?» Вспоминаю, как однажды мы с преподавателем сильно удивились, когда половина девушек группы в жаркий июньский день пришла на экзамен в закрытых осенних туфлях. Только потом, поймав одну за списыванием, поняли, что туда были натолканы шпоры.

Раньше было тяжелее, потому что каждый студент сам писал для себя шпаргалки. Потом на помощь пришел ксерокс. Студенты распределяли темы, и каждый писал определенное количество шпор. Потом все это собиралось в кучу, тщательно раскладывалось на листе А5 и копировалось по числу студентов. Потом каждый лист нужно было разрезать на маленькие кусочки. Конечно, списывать с чужой бумажки сложнее, чем со своей родной, зато на подготовку шпор экономилось время. Хотя его же можно было потратить на то, чтобы просто выучить.

Мое мнение: тот, кто волнуется и боится, шпорить не станет. Или напишет шпаргалки, но не будет их доставать. Я была как раз из таких студенток, потому старалась учить. Хотя какими-то возможностями все-таки пользовалась. Скажем, был старичок-профессор, которого можно было хорошо заболтать на абсолютно посторонние темы, да и он и сам любил рассказать о делах своей молодости. А потом студент и преподаватель расставались взаимно довольные: один — тем, что его послушали, другой — с нормальной оценкой в зачетке. Правда, этот же профессор мог ни с того ни с сего впасть в раздражение и насажать двоек.

К сожалению, встречались и такие преподавательницы и преподаватели (к счастью, нечасто), кто или не любил молодых людей, или терпеть не мог беременных студенток, или ставил девушкам оценки «за внешность». Все наши студентки прекрасно знали, на какой экзамен нужно прийти ярко накрашенной и в мини-юбке и или слегка пококетничать или притворно пустить слезу. А если уж, как говорится, бог не дал красоты, то или учи, или… списывай!

При отсутствии контроля за списыванием результатом становится необъективная оценка качества подготовки студентов к экзаменам. Знаю девушку, которая почти не посещала лекции, небрежно относилась к правилам посещения студентами медицинских учреждений во время практики (бахилы, вторая обувь, маска, колпак), но она же выскочила в коридор с одного из экзаменов с победным криком: «Пять!», на ходу, не таясь, срывая наушники. Однокурсники разразились хохотом, но не все. Кто-то смотрел неприязненно, потому что учил, но может получить и тройку. И билеты попадаются разные, и настроение преподавателя способно сыграть свою роль.

Моя дочь сейчас в одиннадцатом классе, она говорит, что одноклассники сильно боятся ЕГЭ. Одна из причин — там нельзя списать! Она имеет по физике четверку все годы обучения в школе, но этот предмет она не знает вообще. Когда я спросила, как она при этом умудрялась получать свою неизменную четверку, дочка ответила: «Мама, ты в каком веке живешь? Мы знаем школьный вай-фай и все контрольные списываем оттуда. Мне никогда не понадобится этот предмет, почему я должна из-за него портить себе аттестат? Тот, кто сдает ЕГЭ по физике, тот ее знает, а остальным-то зачем?» Я поинтересовалась, а как к этому относится учительница. И мне было сказано: «А она и так знает, что бОльшая часть класса не понимает физику, так зачем ей занижать свои показатели?»

Существуют даже форумы, где обсуждается, как лучше и искуснее шпаргалить! Так и что же все-таки делать с этим древним явлением — списыванием? Превращать каждый экзамен в ЕГЭ с видеокамерами и запретом проносить в аудиторию мобильные телефоны? Или оставить все как есть? Мне кажется, любой поступок совершается или не совершается человеком согласно его совести. Иное дело, чтобы это не навредило другим людям.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram